Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Божественная слава Шрилы Харидаса Тхакура

Утренний даршан Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа

Передано Шрипадом Бхакти Паваном Джанарданом Махараджем во время пребывания с Его Божественной Милостью в нашем храме в Дам Дам Парке, Калькутта

19 сентября 2005 года


Сегодня день божественного ухода Шрилы Харидаса Тхакура, и рано утром, после мангала-арати в Дам Дам Парке в Калькутте, Шрила Говинда Махарадж рассказывал о божественной славе Шрилы Харидаса Тхакура. Далее изложены некоторые темы, которые обсуждал Его Божественная Милость.

Шрила Харидас Тхакур был образцовым преданным, который всегда проповедовал словами, действиями и умом. Даже прежде явления Шри Чайтаньи Махапрабху он уже был известен как преданный и проповедник, и, когда Махапрабху явился, он безраздельно вручил себя Ему.

Шрила Харидас Тхакур был близким другом Шри Адвайты Ачарьи и Шриваса Тхакура. Когда Шри Чайтанья Махапрабху явился, Шрила Харидас Тхакур смог понять, что низошло воплощение Господа, поскольку столь многие люди воспевали святые имена Господа.

После того как Махапрабху принял санньясу, Шрила Харидас Тхакур сказал Господу, что он не может продолжать жить в Навадвипе и желает быть с Махапрабху в Пури. В Пури Шри Чайтанья Махапрабху попросил Каши Мишру о месте с простой крытой соломой хижиной и садом, и это место известно как Сиддха-бакул. Каши Мишра ответил, что все предназначено для удовлетворения Самого Господа, и что Махапрабху не нужно спрашивать, Он может распоряжаться любым местом. Таким образом, Харидасу Тхакуру было отведено место, этот дом в саду, в Сиддха-бакуле.

Господь оставался в Гамбхире и каждый день посещал Шрилу Харидаса Тхакура по дороге к океану, где в полдень Он омывался.

В то время общество категорически не принимало любого, кто был млеччхой, индуизм был очень могущественен. Конечно, мы не индийцы, не христиане, не мусульмане, но вайшнавы. Шрила Говинда Махарадж объяснял, что каждый происходит из Вишну, потому все являются вайшнавами.

Харидас Тхакур был намачарьей и всегда жил ради воспевания и прославления святых имен Господа. Когда он услышал прославление Святого Имени от Шрилы Рупы Госвами, он был очень тронут:

    

«Я не знаю, какой нектар содержат два слога «Криш-на». Когда воспевают Святое Имя Кришны, кажется, что Оно танцует во рту. И тогда мы желаем иметь множество, множество уст. Когда это Имя входит в ушные отверстия, мы желаем иметь миллионы ушей. А когда Святое Имя танцует во внутреннем дворе сердца, Оно одерживает верх над деятельностью ума, и потому все чувства становятся инертными».

Харидас Тхакур заметил, что он слышал многие стихи, прославляющие святые имена, но никогда не слышал стихов, подобных стиху Шрилы Рупы Госвами.

Шри Чайтанья Махапрабху прожил в Пури двадцать пять лет. Первые шесть лет Он много путешествовал, а последние двенадцать лет Он был погружен в переживание радхи-кришны-лилы в Гамбхире.

Харидас Тхакур обладал особой способностью — он мог понять, что в скором времени Господь покинет мир, и заметил, что не желает видеть заключительную лилу Господа. Он попросил Господа выполнить его желание: он хотел покинуть мир прежде, чем это случится. Махапрабху ответил, что Господь Кришна исполнит его желание.

На следующий день Шри Чайтанья Махапрабху пришел туда со Своими преданными и начал воспевать святые имена — киртан, который длился больше двух часов. Затем Харидас Тхакур поставил лотосоподобные стопы Господа на свою грудь и стал петь: «Шри Кришна Чайтанья, Шри Кришна Чайтанья, Шри Кришна Чайтанья…»

Всю жизнь он посвятил воспеванию Имени Кришны. Он дал обет ежедневно воспевать три лакха (300 000) имен Господа, повторяя маха-мантру. Но когда он покидал мир, он пел «Шри Кришна Чайтанья», Имя Махапрабху, глядя на лотосоподобное лицо Господа.

Затем Махапрабху начал танцевать, держа тело Шрилы Харидаса Тхакура. После того, как душа уходит, тело должно быть омыто водой, и Махапрабху отнес тело Харидаса Тхакура к океану. Затем Своими собственными руками и с помощью преданных Махапрабху вырыл яму на берегу и, когда тело Харидаса Тхакура было похоронено, над ним создали насыпь. Так Господь лично принял в этом участие и то было нечто чудесное. Все преданные совершили киртан, а затем вместе с Господом омылись в море.

После этого Шри Чайтанья Махапрабху оправился к лавочникам возле храма Джаганнатха и с уттарией в руках просил у них джаганнатх-прасад для фестиваля Шрилы Харидаса Тхакура. Все они захотели отдать свой запас прасада Махапрабху, но Сварупа Дамодар, который был столь близок к Шри Чайтанье Махапрабху, сказал Господу, что соберет подношения для фестиваля. Так он собрал понемногу от всех блюд у каждого лавочника и получилось большое количество, которое он отнес для фестиваля. Каши Мишра также послал большое количество джаганнатх-прасада Господу и всем преданным.

Когда все преданные были готовы принять прасадам, Господь захотел послужить им, но Он желал дать каждому больше, чем могли съесть пять человек. Тогда Сварупа Дамодар сказал Господу, что до тех пор, пока Он лично не сядет принять прасадам, никто не будет есть. Господа усадили, и Сварупа Дамодар и другие послужили преданным.

Сегодня фестиваль ухода Шрилы Харидаса Тхакура, и, как замечает Шри «Чайтанья-чаритамрита», Шри Чайтанья Махапрабху пообещал, что любой, кто принял участие в этом фестивале и примет в будущем, обретет вечное благо и возвратится к Кришне.

Обсуждая эти предметы утром здесь, на веранде в Дам Дам Парке, в Калькутте, Шрила Говинда Махарадж установил наш день фестиваля в честь ухода Шрилы Харидаса Тхакура.

- Свами Б. П. Джанардан