Шрила Джива Госвами

«Шри Шри Прапанна-дживанамритам»
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж



«Проповеди хранителя преданности», том 3
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 22
Преданный: Каков смысл этого названия?

Шрила Гуру Махарадж: Название «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» означает: прапаннанам, дживане, амрита-сварупам — «нектар в жизни предавшихся душ». То была моя концепция с самого начала — прапанна-дживанамрита — для людей, пришедших, чтобы принять это явление, почувствовать его, для них это явление будет подобно нектару. Для тех, кто предался, то будет нектар, но другие, обычные люди, могут не оценить это явление по достоинству.

То будет нектар в жизни людей, которые предались, которые обладают реальным адхикаром, подлинным стандартом веры, позволяющей это принять. Шрила Джива Госвами написал: «Люди, питающие веру в Веду, в „Шримад-Бхагаватам“ и подобные явления, должны читать эту книгу; в противном случае, я предостерегаю: люди, лишенные веры, не должны ее читать». Так написал Джива Госвами: «Вы, неверующие, не касайтесь моей книги. Неверующие, она не предназначена для вас! Она предназначена исключительно для тех, у кого есть вера в подобные реалии. Другим она запрещена. Обычные люди отвергнуты. Вы не должны касаться моей книги, поскольку вы ложно истолкуете ее смысл».



«Любовный поиск пропавшего слуги»
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 62
Таким образом, божественные деяния Кришны определяются исключительно Его сладостной волей: «Все права защищены». Мы хотим обнаружить некий закон, стоящий над Его сладостной волей, но это непоследовательно. В подобной попытке заключено внутреннее противоречие. С одной стороны, мы говорим, что Кришна действует по Своей сладостной воле, а с другой — пытаемся отыскать некий закон, определяющий Его волю. Это противоречие. Лила направляема сладостной волей. Когда мы говорим, что это лила, мы не можем придать этому явлению определенную форму. Мы можем сказать, что это явление было показано в определенном месте определенным образом. Но мы не можем быть уверены в том, что сегодня Его пути буду такими же.

Вот почему мы находим различия в объяснениях различных лил в разные эпохи. Джива Госвами объяснил, что причина существования разных описаний игр Господа в Пуранах такова: в одно время лила совершалась так, в другое — иначе. Таким образом, мы находим различия даже в объяснениях одной и той же игры.

Ученые могут бросить вызов: «Почему где-то в „Падма-пуране“ лила описывается так, а в „Бхагавата-пуране“ — иначе? Почему „Харивамша“ отличается от „Махабхараты“?» Мы говорим, что в разные кальпы, или эпохи, эти игры совершались по-разному. В этом мире определенная лила Господа может быть представлена по-разному, поскольку Он безграничен, независим и абсолютен. Поэтому, оставляя в стороне все сомнения и подозрения, мы должны быть в высшей степени открыты, свободны от всех предрассудков. Мы обратимся к Нему в таком духе и попытаемся избавиться о предрассудков прошлого опыта, записей нашего прошлого опыта.



«Проповеди хранителя преданности», том 2
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 16
Преданный: Я слышал, что некоторые ачарьи считали, что смарана, внутреннее памятование, обладает большей важностью в качестве преданного служения Господу, стоит даже выше киртана. Или смаранам второстепенно по отношению к киртанам?

Шрила Гуру Махарадж: Есть люди, придерживающиеся этого мнения, поскольку смарана исключительным образом связана с сознанием, с тонкой частью нашего существа; и это будет самая эффективная форма садханы, средства достижения цели. Но наш Гуру Махарадж, а также Шрила Джива Госвами и Кавирадж Госвами Прабху подчеркивали киртан — особенно для начинающих. В песне «Вайшнава ке?» («Кто есть вайшнав?») Гуру Махарадж говорит:

кӣртана-прабха̄ве, смаран̣а свабха̄ве,
се ка̄ле бхаджана-нирджана самбхава


«Внутреннее памятование возможно благодаря могуществу киртана, и лишь тогда достижимо уединенное служение». Нирджана-бхаджан или смарана, исключительная преданность в уединении, в отсутствии сознания внешнего мира, вовсе невозможна для начинающих. И Шрила Джива Госвами говорит («Бхакти-сандарбха», санкхья 273):

йадйапй анйа̄ бхактих̣ калау картавйа̄
тада̄ кӣртана̄кхйа-бхакти-сам̇йогенайва


«В эту Кали-югу из девяти основных форм практики преданности другие формы, помимо киртана, также следует практиковать, но киртан должен занимать первостепенное положение». Таков принцип проповеди Махапрабху. Киртан имеет свои особые характеристики, особенно в Кали-югу.



«Любовный поиск пропавшего слуги»
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 106
Если мы желаем понять эффект воспевания Святого Имени, то должны понять скрытый смысл. Иногда воспевание может иметь некий эффект, но не всегда. Тем не менее Джива Госвами приводит следующий пример, свидетельствующий о том, что Святое Имя может оказывать эффект, даже если человеку неизвестен Его полный смысл. Однажды одного мусульманина атаковал дикий вепрь, и тот закричал: «Харама! Харама!» Харама означает «эта ужасная свинья!» С другой стороны, Ха Рама означает «Господь», позволивший вепрю напасть на меня. Так или иначе, был призван Господь Рама, и Святое Имя оказало на мусульманина божественное воздействие: он достиг освобождения.



«Проповеди хранителя преданности», том 3
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 28
В то время, изучая книги Дживы Госвами, я прочитал, что, по его словам, люди, владеющие деньгами, но не тратящие их на Господа, совершают витта-сатхью. Аналогичным образом, люди, обладающие знанием и опытом бхакти, Кришны и преданных, но не желающие помогать другим, совершают гьяна-сатхью. С детства я помнил историю из Пуран, в которой рассказывается, как некий брахман был великим ученым, но никого ничему не учил. В результате в следующей жизни он обрел тело мангового дерева, которое принесло замечательные плоды, но птицы их не замечали. Однажды Анантадев заметил это дерево. На вопрос о нем Господь ответил: «Он был великим пандитом, но ни с кем не делился знаниями. Он был настолько скуп, что в следующей жизни оказался деревом».



«Любовный поиск пропавшего слуги»
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 66
В своей «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами объяснил смысл термина «Бхагаван». Он говорит: бхагава̄н бхаджанӣйа-сарва-сад-гун̣а виш́иш̣т̣а. Говоря о Бхагаване, он описывает этот аспект безграничного: бхаджанӣйа, объект поклонения. Когда мы соприкасаемся с Ним, мы желаем вручить себя ради Его удовлетворения — речь идет о безграничном такого типа. Безграничное может проявляться по-разному. Высочайшая концепция безграничного — это бхаджанӣйа гун̣а виш́иш̣т̣а: Он столь прекрасен и привлекателен, что побуждает всех предаться Ему. Ни одна другая концепция безграничного, будь то безграничное пространство, безграничное время или что-то еще, не может сравниться с этой высочайшей концепцией абсолютно привлекательного безграничного. Все иные аспекты безграничного — безграничное время, безграничное пространство, безграничное могущество — носят внешний характер. Но безграничная любовь, привлекающая любовь, и самопредание — это безграничное высшего типа. И это Кришна.



«Проповеди хранителя преданности», том 1
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
страница 26
Шрила Джива Госвами Прабху дал прекрасное определение слову «Бхагаван»: бхаджанӣйа-сарва-сад-гун̣а виш́иш̣т̣а — «Верховный Господь, Бхагаван, обладает такой природой, что каждый, кто соприкасается с Ним, желает служить Ему и жертвовать собой ради Его удовлетворения». Это результат веры в ее развитой форме. Он столь благороден, что мы станем думать: если мы умрем в попытках удовлетворить Его, то цель нашей жизни будет достигнута. Его благородные качества таковы, что они вызывают дух самопожертвования. «Умереть, чтобы жить». Такова природа веры.