|
"Вайшнав - все, а я -
ничто". Такое чувство наполняет сердце преданного. "Я ничто, а он
все, ибо он Вайшнав, Гуру и Вайшнав воистину обладают Кришна-бхакти. Они - держатели акций, у
меня же нет ничего. Я пришел сюда с пустыми руками". Такова природа
отношений бесконечно малого с безгранично великим. Если мы действительно
приближаемся к безграничному, то чем ближе мы к нему подходим, тем сильнее
осознаем как мы ничтожны. Таково мерило глубины вайшнавской природы
(вайшнаваты). И это должны быть не только слова, а искреннее чувство,
происходящее из самого сердца. Когда Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
говорит: пуришера кита хаите муни сеи
лагхиштха - "Я ничтожнее червя живущего в
испражнениях" - это не пустые фразы, но его настоящее чувство.
Конечно, иногда гуру признает свое превосходство над учеником (ачарья-абхимана). Но это делается
только для того, чтобы служить Вайшнаву. Здесь нет гордыни и самолюбования,
когда нужно предотвратить заблуждения или поддержать престиж Вайшнава, гуру
может отчитать ученика, или поправить его. Таким образом здесь все имеет
особый смысл: цель гуру - показать истинное величие вайшнава и в то же
время спасти обычных людей от опасности, к которой могут привести
заблуждения и вызванные ими поступки. Самоутверждение учителя не
эгоистично: скорее, это высшая форма жертвенности.
Во время Вишва-Вайшнава-Раджа-Сабхи,
наш Гуру Махарадж поступал очень деликатно: он просил одного из учеников
хвалить другого, перечислять его достоинства, особенно если ученики не
ладили друг с другом. Он просил каждого из них сказать хотя бы несколько
слов, славящих другого. Зачем? Чтобы найти его светлую сторону, сварупу, попытаться отвлечься от
внешнего. Он велел каждому сказать что-то хорошее о своем мнимом
противнике. Таково было указание гуру, и ученику приходилось искать слова
похвалы. Нужда всему научит: тому приходилось больше сосредоточиваться на
светлых сторонах другого, попытаться подчеркнуть их. Так возникала
атмосфера вайшнавских взаимоотношений, а внешняя сторона, сторона майика постепенно уходила из поля
зрения, забывалась и исчезала. Нечто подобное происходит и во время киртана. Почему киртан обладает такой силой? Потому
что, когда нас просят рассказать о чем-то, мы не можем говорить не
сосредоточив внимания. Нам приходится прилагать все усилия, чтобы собраться
с мыслями и рассказать что-нибудь о Всевышнем. Говоря о Господе или
Вайшнаве, нам следует сосредоточиться на внутренней сущности, сварупе, - внутренней светлой
стороне пренебрегая стороной внешней. Это позволит нам развить
почтительность. Тогда установятся истинные взаимоотношения. Раз в год в
святой дхаме Шри Чайтаньи Махапрабху наш Шрила Гуру Махарадж руководил
собранием, проходившим под знаменем Вишва-Вайшнава-Раджа-Сабхи (Всеобщего
Братства Высочайших из Чистых Преданных) и там он использовал этот метод:
"Хвали Вайшнава".
Нам Может быть
очень трудно осознать величие Вайшнава, но если это удастся, мы
сможем в какой-то мере приблизиться к идеалу преданности. В Ади Пуране Господь говорит "Кто думает, что любит
Меня, тот не любит Меня по-настоящему. Лишь тот кто любит Моих слуг,
воистину любит Меня. Его любовь искренняя и бескорыстная". Нужно
стараться по достоинству оценить характер и поступки вайшнава, тогда и наша
жизнь в посвящении себя Богу станет более возвышенной.
|