Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

НЕИЗМЕННАЯ ВЫСШАЯ ЧИСТОТА

Из неформальной беседы Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа


(Опубликовано в журнале Шри Гаудия Даршан в 1994 г.)



 



Вопрос: Махарадж, каково содержание понятия чистоты для хорошего ученика?
Шрила Шридхар Махарадж: Чистота, это верность цели, к которой мы стремимся. Чистота в абсолютном смысле это неизменная приверженность к сознанию Кришны. Также есть относительная чистота, когда кто-то искренне преследует свою цель на каком-то определенном плане. Однако такая искренность - не полная. Мы считаем, что искренность только тогда полна, когда душа принимает Кришна концепцию Бога. Все другие формы чистоты относительны. Никакая форма знания, отличная от сознания Кришны не чиста. В сознании Кришны, также, в самом начале, когда мы только соприкоснулись с ним, мы не должны считать что уже получили все полностью. Когда мы получим чистую концепцию сознания Кришны, все неясные концепции исчезнут. В сознании Кришны также есть стадии реализации, и в зависимости от стадии пробуждения мы становимся более и более чистыми.
Чистота означает нашу приверженность истине. Истина, которую мы хотим реализовать – в сознании Кришны. Сознание Кришны не является чем-то ограниченным, чем-то, что можно взять в руку и проглотить. Его природа бесконечна. Оно имеет многоуровневую структуру и в нем есть перспектива для развития. Можно сказать, что преданный становится чище, только благодаря своему собственному искреннему развитию, а не ввиду приверженности формальной концепции, пустому символу.


вйасо ветти на ветти ва

Есть такое сильное высказывание: «вйасо ветти на ветти ва». Все права сохранены. Сознание Кришны безгранично. И все же есть возможность воспринять его чистоту в первозданной форме. И эту возможность дают нам Ачарьи.
Студент, только поступивший в колледж, не может рассчитывать на то, что узнает все. Нужно систематическое, правильно выстроенное знание.

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Многие в нашей группе воспринимали слова и наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады только частично. Однажды старший преданный, санньяси, повторил какие-то слова, сказанные Шрилой Прабхупадой. Хотя эти слова относились к определенным обстоятельствам, тот преданный хотел использовать их в универсальном смысле. Я возразил: «Махарадж, Шрила Прабхупада действительно сказал это, но это не все, он говорил и о других вещах, поэтому нам нужно гармонизировать его слова. Мы не должны отвергать другие его наставления».


Нам нужно систематическое понимание слов Шри Гурудева. Часто акцент делается на слова, сказанные в относительном контексте, и преданный, услышавший их, может только их и запомнить. Но систематическое знание учения в целом помогает отличить относительное от всеобщего. В духовной жизни тот план, который для одного преданного служит отправной точкой, для другого может быть желанной целью. Желанная цель для каништха-адхикари, это то место с которого мадхйама-адхикари стремится сдвинуться, чтобы перейти выше, как в движении по лестнице – ступень за ступенью.
Под руководством одного Гуру может быть несколько видов учеников. Эти ученики могут находиться на разных уровнях реализации. Понимание одного простирается до определенных границ, другой может понимать больше. Таким образом строится эта градация. Даже старшие ученики могут быть отброшены назад, а младшие продвигаться выше. Такое тоже возможно. Многие из старших учеников уходят, а новички прилагают больше усилий. Такое можно увидеть и среди вас, такое видели и мы, когда были учениками. Здесь нет строгих закономерностей. Это живое сообщество.
Кришна здесь. Он говорит, что Его шастры не охватывают Его полностью. «Вы должны делать то, что сказано в шастрах, но тот, кто преступает шастры, чтобы прийти ко Мне, тот Мой высший слуга». И в обмене и приобретении за деньги и в приобретении в долг, Он здесь, Он повелитель и Он диктатор. Его дела не могут ограничивать даже писания.
Он говорит: «Несмотря на то что Я сам дал писания, даже преступив их можно прийти ко Мне».


аджняджаива гунан дошан, майадиштан апи двакан
дхарман самтйаджйа йах сарван майам бхаджет са ча саттамах

Итак, есть разные виды направлений. И Кришна говорит: «Иногда нужно проявлять преданность Мне, даже нарушая Мои законы». Мы должны иметь в виду реализации высших преданных. В них есть много всего, но главное в них – верность. Умереть за свою цель. Умереть, чтобы жить!

ПРОСТОТА


Простота это свобода от старых предрассудков, пустота, неохваченность страстями. Быть чистым. Быть свободным от посторонних желаний – в этом простота.
Формальное и субстанциальное. Это две разных вещи, и в этом основное препятствие для нашего развития. Шрейах свадхарме… Прогресс заключается в умении преодолевать эти трудности. Удержаться на своей позиции и продвигаться дальше. Если вы не уверены, что сможете продвинуться вперед, будет благоразумно остаться на прежней позиции. Если есть сомнения в возможности прогресса, нужно оставаться на прежней позиции. Но это не будет прогрессом. Прогресс означает оставить прежнюю позицию и идти вперед. Лишь тот, кто надеется на блестящее будущее, может оставить прежнюю позицию и двигаться вперед. Тем, кто сомневается в душе, тем, кто склонен к подозрениям, лучше оставаться на позиции, где они имеют твердое основание. Им лучше стоять твердо там. По мере своего развития преданный понимает, какие вещи следует отвергнуть, а какие принять. В этом суть духовного прогресса.
В книге Брихад-Бхагавадамритам, Шрила Санатана Госвами дает самбандха-джняну, знание о взаимоотношениях между нами и Господом. Мы должны внимательно следовать этому. Сначала у нас будет некоторое приблизительное знание, которое в дальнейшем будет проясняться. Укрепившись на определенной позиции и глядя вокруг, мы можем сказать: «это здесь», «это там», «это ниже», «это выше». В сознании Кришны мы должны понимать самбандха-джняну.
Если я не вижу в чем-то близкое мне, я не должен рисковать и связываться с этим. Но когда я вижу в чем-то свое, даже если это находится очень далеко, я должен пойти туда. Это мое собственное, и мое внутреннее стремление заключается только в поиске этого, и если я вижу это в пределах досягаемости, я должен идти туда. Это зависит от нашей искренности и правильного понимания. Есть такие люди, которые не могут сдерживать внутреннее искушение эксплуатировать Гуру или Кришну – гуру-бхоги, кришна-бхоги – и создавать возможности эксплуатировать самих себя. Истинный ученик, добросовестный ученик должен быть внимательным и видеть когда под видом Кришны к нему приходит постороннее влияние. Мы должны стараться распознавать такие случаи и защищать себя от них. Если мы будем искренними, ничто не сможет нас потревожить.

ТАКТИКА МАЙИ


Вибхишан сказал: «Мы должны быть очень внимательны к майа-тактике наших оппонентов». Хануман содержал Раму и Лакшману в комнате, сделанной из его хвоста, и Вибхишан предупредил Ханумана: «Будь очень осторожен! Махаравана придет и постарается обмануть тебя, изменив свой облик». Затем, наконец, пришел Махаравана в облике самого Вибхишана и похитил их.
Велика возможность того, что майа подойдет и к нам. Нам нужно быть очень осторожными, чтобы сохранить в себе наши бесценные стремления, вкус и представление о нашем внутреннем пробуждении. Мы должны поддерживать это в себе и если это возможно развиваться в нашей линии. Это в наших интересах.


«Боже храни меня от моих врагов». И: «Боже, храни меня от моих друзей» - это также верно. Вы должны быть внимательны, чтобы кто-нибудь не обманул вас под видом вашего друга. Вы должны быть очень осторожны. В рискованной ситуации молитесь Высшему Началу, Чаиттйа-гуру, чтобы Он указал вам верный путь: «Что это? Что я должен выбрать?» Это очень важный момент.
Я не хочу брать на себя ответственность. Махапрабху и Кришна тоже не несут ответственности. Даже несмотря на то, что Кришна контролирует все, Он говорит: «Ты свободен».
В Шримад Бхагавад-гите Кришна наставляет: «Я сказал все, что должен был сказать. Теперь, Арджуна, решай, что ты хочешь делать. Вимришйаитад ашешена. Хорошо подумай об этом, а затем решай что ты предпримешь».

Джайа Ом Вишнупада Парамахамса-паривраджакачарйа-варйа Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, ки джайа!


Оригинал на английском


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru