Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Находясь в любом положении, ты можешь придти ко Мне

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

 



Перевод Муралишвара Прабху


 


Шрила Шридхар Махарадж: Служение означает войти в связь с предложением, приходящим с высшего уровня, советом Ваишнава, и сохранять эту связь; речь не идет о каком-либо объеме деятельности на физическом уровне. Тем не менее, иногда деятельность необходима, в уединенной жизни мы можем пасть жертвой памяти о столь многих событиях прошлого, испытать беспокойство, вызванное этими воспоминаниями.
Поэтому нам всегда рекомендуют садху-сангху, и на этом основании будет протекать жизнь нашего бхаджана. Это безопасное и плодотворное основание для нас. Кришна заверяет нас:

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах
(Бхагавад-гита 18.66)

«Просто отвергни все разнообразие религии и предайся исключительно Мне. Я избавлю тебя ото всех греховных реакций; не бойся».

Он говорит: «Я выплачу все долги, которые ты накопил, тебе не придется ни о чем сожалеть, испытывать скорбь. Находясь в любом положении, ты можешь придти ко Мне, и Я возьму на Себя всю ответственность, потому что ты Мой преданный».

Когда Шрила Свами Махарадж Прабхупад вернулся из Америки в Индию с первой группой учеников, он поселил их в одном доме где-то во Вриндаване. Поблизости находился ашрам одного влиятельного человека, Госвами. Один из учеников Шрилы Свами Махараджа соблазнился учением этого джентльмена, оставил общество своих духовных братьев и стал жить с этим Госвами. Позже, осознав свою ошибку, ученик возвратился к Шриле Свами Махараджу и стал умолять его: «Я ошибся. Я вернулся к вам; пожалуйста, примите меня». Шрила Свами Махарадж сказал ему: «Да, я прощаю тебя. Ты мой мальчик, ты ошибся; я прощаю, я принимаю тебя. Не переживай; теперь продолжай выполнять свои обязанности…»
И Кришна говорит: «Ты Мой, Я прощаю тебя. Поскольку ты принадлежишь Мне, ты имеешь право требовать от Меня всего! По Моему собственному закону, Я обязан делать все, что угодно для тебя, потому что Я твой Хозяин. Ты принадлежишь Мне, поэтому, когда ты приходишь ко Мне, принимаешь во Мне прибежище, Я беру на Себя всю ответственность за твое прошлое, настоящее, будущее, все это Мое. Это Моя ответственность, Я беру риск на Себя. Возможно, ты и сделал что-то дурное, но ты ничего не знал о том, что хорошо или плохо, ты не мог понять. Я прощаю тебя…» В таком духе Кришна взывает: мокшаишйами ма шучах, «Тебе не нужно скорбеть, Я беру все бремя твоих прошлых поступков». Такова природа Безграничной Истины: приемлющая всех, ко все сострадательная, заключающая всех в Свои объятия, дарующая всем полноту.
В Индии, во времена правления Могольского императора Акбара, имел место такой эпизод. Хотя и мусульманин по вероисповеданию, Акбар был очень великодушен, очень добр ко всем религиозным концепциям. Однажды была устроена выставка, на которой были показаны все боги индуизма. Осматривая выставку, Акбар гулял по залу, интересуясь ее экспонатами, и расспрашивал организаторов: «Кто этот бог? Каковы его деяния, его игры? Где он пришел на землю?» и т. д. Наконец, он подошел к статуе Кришны, изображающей Его во Вриндаване, с флейтой в руках. Осмотрев все, что было в зале, он заметил организаторам, указывая на фигуру Кришны: «Из всех ваших богов, этот бог высочайший, потому что Он не обеспокоен какими-либо делами, Он совершенно свободен, наслаждается жизнью, играет на флейте, ни о чем не тревожась. Высочайшая концепция вашего Бога в Нем. У Него нет забот, нет тревог, ничего подобного. Обрести Его общество, войти в Его окружение будет великим благом!»
Такова природа Кришна-лилы; она игрива. Играть ради игры, ни о чем не заботясь,- это высочайшая лила. Кришна показывает Свои игры здесь, в этом мире, в бхаума Вриндаване, прапанча Вриндаване, подобно выставке, призванной испытать наш вкус, дать шанс, дать нашему вкусу возможность: «Ты хочешь этого?» На этой божественной выставке демонстрируются столь многие явления, на наш выбор. Разные лилы Господа в Его разнообразных Безграничных Формах и Играх приходят сюда, в этот мир, чтобы испытать наш выбор: «Хочешь это? Или это?» Такая возможность предлагается нам.
Однажды сюда, в Матх, пришла одна ваираги; старая женщина в красных одеждах, поклонница Шивы-Шакти. Я спросил ее: «Чего вы хотите после смерти? Вы хотите Кали, хотите ее общества? Хотите стать ее служанкой? Или же, вы хотите быть с Шивой, в группе его друзей, или слуг, таких как Нанди и Бринги? Вы хотите стать одним из них? Хотите ли вы стать четырехрукой, подобно слугам Нарайаны? Или вы хотите стать гопи, или пастушком, и бродить с Кришной по Вриндавану или быть с Нандой, Йашодой? Каково ваше желание?»
Выслушав это, она ответила: «Да, если бы так могло быть, если бы такая прекрасная жизнь была возможна, тогда воистину я хотела бы жить во Вриндаване. Это привлекает меня больше всего, а не жизнь на Ваикунтхе, или положение одного из слуг или друзей Шивы; или одной из служанок Кали, которые пережевывают отрубленные руки ее жертв и пьют их кровь, где так много ужасного».


Тогда я сказал ей: «Если после смерти возможность такой простой, мирной, прекрасной жизни во Вриндаване действительно существует, почему вы следуете вашему нынешнему пути? Просто посмотрите, что занимает высочайшее положение, и подумайте, что вам подходит».
Итак, выставка игр Кришны является, чтобы произойти здесь, и чтобы испытать наш вкус, нам дается шанс: «Чего ты хочешь, на самом деле? Что привлекает твое сокровенное существо? Увидь, каков твой вкус, и соответственно этому, иди вперед, навстречу будущему достижению».
Из всех игр Кришны, высочайшими являются человекоподобные игры:

кршнера йатека кхела сарвоттама нара-лила
нара-вапу тахара сварупа
гопа-веша, вену-кара нава-кишора, ната-вара
нара лилара хайа анурупа
(Ч. ч. Мадхйа 21:101)

«Господь Кришна совершает множество игр, лучшими из которых являются Его игры в человеческом обличии. Его форма как человеческого существа – это Верховная Трансцендентная Форма. В этом образе, Он мальчик-пастух. В руке Он держит флейту, и Его юность только начинается. Он также искусный танцор. Все это очень подходит Его играм как человеческого существа».

Соответственно, человеческая форма в этом мире оптимальна для достижения служения Кришне в божественном мире. По этой причине она столь ценна. Поэт Чандидас говорит:

«О брат, пожалуйста, послушай: эта человеческая форма превыше всего,
Нет ничего выше нее! Я взываю ко всем вам,
Представители человеческой расы: из сердца моего
Я даю этот совет, рожденный из моего опыта –
Ваша человеческая форма, ее игры, ее движение,
Это венец в зале природы.

Но высшая ценность человеческой жизни получает ложное, мирское толкование такими, как последователи секты Рамакришны; они говорят, что «служение Богу» означает только служение человеку и его нуждам в этом мире. Они провозглашают: «Человеческое существо превыше всего, так сказал Чандидас. Поэтому служение человеку – это служение Богу. Мы должны только служить падшим душам, человеческой расе, посредством разной благотворительной деятельности».
Но писания проясняют истинную ценность человеческой жизни. Они советуют нам: «Используй эту человеческую форму, чтобы достичь божественного измерения игр Кришны. Она идеальна для этого, человеческая жизнь идеальна для достижения этого высочайшего мира – она очень схожа с ним во многих аспектах. Человеческое рождение редко достижимо, и если ты отвергаешь этот шанс приблизиться с его помощью к божественному миру, ты совершаешь самоубийство. Ты совершаешь не незначительную ошибку, это величайшая ошибка, если ты упускаешь этот шанс, это равняется самоубийству, не меньше.
Итак, стремитесь к этому высочайшему миру. Если вы потеряете это рождение, нет гарантий, что вы получите человеческое рождение вновь; вы можете родиться в иных формах жизни. Вспомните случай Бхарата Махараджа! Во время смерти его внимание было поглощено олененком, которого он приютил после гибели его матери. Он скорбел: «О, кто позаботится об этом юном создании?», и в следующем рождении сам стал оленем. Такая ужасная судьба: это впечатление, вызванное молодым оленем, пленило его, и он принял такую форму. Вы все находитесь в таком опасном положении. Поэтому всегда прилагайте усилия, стремитесь к высшему миру.
Английский поэт Лонгфелло написал:

«Сколь будущее ни прекрасно, ему не доверяй!
Пусть прошлое своих хоронит мертвецов!
Живи и действуй только в настоящем!
С сердцем в груди и Богом над головой!»

И это совет писаний: Ты не знаешь, что ожидает тебя в будущем. Поэтому оставь всякие упования на него: сейчас прими всю ответственность обращения к божественному миру, и сделай свою человеческую жизнь успешной.

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru