Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Где преданность, там вечность

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

21 июля 2002 г.
Калькутта, Индия

 



Перевод Муралишвара Прабху


Вопрос: Гурудев, в одной из своих бесед Гуру Махарадж говорит: «Бхактивинод Тхакур написал: «По воле Кришны, даже существование дживы-души может быть прекращено, уничтожено». На основании вышесказанного, истинно ли такое представление?
Шрила Говинда Махарадж: Сотворенные живые существа полностью зависимы от воли Бога. Если Бог хочет, чтобы мы были вечными, мы будем вечными; если Он хочет, чтобы нас не стало, наше существование прекратится. Желательна для дживы вечная жизнь или нежелательна, это решает Кришна.
Он – все и вся, и наш единственный долг – просто служить Ему без личных желаний, без требований, не желая вечной жизни. Вечная жизнь – Его удел, не наш.
В «Субъективной эволюции сознания», в главе «Тезис, антитезис и синтез» Гуру Махарадж говорит: «Он (Кришна) один знает цель всего… Он один знает Свои пути; никто другой не может их знать. Мы можем знать только в той степени, в которой Он позволяет нам знать. И это также может измениться по Его сладостной воле».
Кришна может уничтожить нас, и все, что мы способны знать о Нем, может измениться в любое время по Его сладостной воле. Это значит, что мы не в состоянии знать что-либо духовное, явленное в священных писаниях, или материальное, и потому мы только можем служить Кришне и воспевать Его святое имя. Только это наш сладостный долг. Иными словами, знать Господа Шри Кришну значит просто понять, что знать Его невозможно, даже хотя иногда Он может открывать нам проблеск Своей красоты. В этом заключена своеобразная горькая сладость, которая влечет нас к Кришне особым беспомощным подчиненным образом. Это высочайшее явление.

Вопросы: Правда ли то, что не существует гарантии вечного существования дживы?
Что бы ни открывал нам Кришна, Он может опять скрыть?
Является ли восьмой стих «Шикшаштакам» выраженной в поэтической форме сутью вышесказанного?

Шрила Говинда Махарадж: Все сущее является энергией Кришны, и Кришна – Верховная Личность Бога. Ишварах парамах кршнах. Он – Верховная Личность Бога, сат-чит-ананда виграхах. Если Он вечен, тогда Его луч, джива-душа, также должна быть вечной. Но по Его божественной воле все возможно. В таком случае, наша вечность (или невечность) или что угодно зависит от божественной воли Кришны. На самом деле, эта истина сурова.
Вечный характер игр Кришны, происходящих во Враджа Дхаме, никоим образом не будет изменен. Но то, что происходит с джива-шакти и майа-шакти – пара-шакти и апара-шакти – по воле Кришны может принять вечную форму или невечную, бхеда и абхеда. Махапрабху сказал, ачинтья бхедабхеда. Это возможно.
Гуру Махарадж сказал в «Субъективной эволюции сознания», что Кришна один знает смысл всего. Но какова форма этого «всего»? Форма создается в бренном мире Санкаршаном, Нараяном, Махавишну и т. д., но игры Кришны, которые происходят во Враджа Дхаме, никогда и никоим образом не будут уничтожены. Желание или нежелание Кришны работают в этом случае, потому что Кришна наслаждается в этой обители. Он Сам наслаждается этой обителью, параферналиями и т. д. в обществе Своих слуг, которым присуще настроение шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхуры (умиротворенность, служение, дружба, родительство и супружество) – и это вечная природа. Но в низшем измерении бытия то, что исходит из Махавишну и т. д., – все зависит от воли Кришны.


Бхактивинод Тхакур сказал, что вечное или конечное происходит по воле Кришны. В таком случае, мы должны принять мнение Бхактивинода Тхакура. В обители Кришны царит вечность, и джива-душа, которая вступает в эту обитель, также обретает вечность. А ниже той обители пребывают столь многие вечные миры, столь многие вечные формы Господа. И дживы-души могут вступить в эти обители, такие, как миры Дашаватары, Махавишну, Гарбходакашаьи Вишну, Кширадакашаьи Вишну – все зависит от воли Верховной Личности Бога. Когда Махавишну спит, все дживы-души входят в Него. Во время маханидры все творение входит обратно в Него.
В таком случае, слово «вечное» очень сурово, потому что, если Верховная Личность Бога не существует в играх, тогда мы не в состоянии ничего постичь, и это невозможно. Кавирадж Госвами сказал: кршнера джатека кхела сарвоттама нара лила. Джатека кхела – сладостная игра сладостного Абсолюта, и она всегда вечна. Но другие явления по воле Кришны становятся вечными, и эта вечность также заканчивается по воле Кришны. Это факт. Вечность приходит по воле Кришны, потому что Его воля верховная. Он отдал Свои игры, абсолютно все, в руки Йогамайи и принял прибежище в этой майе. В таком случае, игра сладостного Абсолюта не может быть временной, преходящей. Там все вечно. Джйотир-абхантаре рупам, атулам шьямасундарам. Итак, вплоть до брахмаджьяти, вечное и временное – все это ачинтья бхедабхеда (непостижимое одновременное тождество и различие), возможно и невозможно; и то, и другое присутствует по воле Кришны.
Ваш вопрос: «Правда ли, что не существует гарантии вечности дживы-души?» Когда джива-душа вступает в игры Господа Кришны, только там существует гарантия вечности. А в других местах такая гарантия есть всегда, но возможно, что по воле Кришны эта вечность прекратится.
Божественным желанием Кришны, когда Кришна может явить нам Себя, автоматически Он может и спрятаться от нас, это возможно.
И мы можем увидеть эту истину в восьмом стихе «Шикшаштакам». Если джива-душа полностью предана воле Кришне и получает доступ в игры Кришны, там ей гарантирована вечность. В противном случае, уничтожения души обычно не происходит, но, когда возникает вопрос: «Возможно это или нет?», – мы должны сказать: «Это возможно по воле Кришны».
Однажды вступив в игры Кришны, нельзя быть изгнанным. Этого не произойдет с тем, кто полностью предан Кришне и тверд в концепции Кришны: аслисья ва пада-ратам пинасту мам – «Он обнимет меня или оттолкнет, Он волен поступать, как Ему угодно». Таков смысл этой шлоки.

аслисья ва пада-ратам пинасту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

 

Вот эта шлока. Это значит, что Он – мое сердце и душа, Он – мой Владыка, Он – все для меня. Он может отвергнуть меня или обнять, это Его воля. Когда джива-душа предается Кришне, Кришна занимает асан, место в ее сердце. Тогда автоматически он или она вступает в игры Кришны, и в них она занимает вечное положение. Это не концепция Брахмана, не концепция Параматмы – это концепция Бхагавана, а иначе объятия были бы невозможны. Тогда приходит вечность.
Существование живого существа вечно, но, по воле Кришны, любая реалия может быть уничтожена. Если такой силы нет с Кришной, тогда Он не Кришна. Сила принадлежит Кришне, и этой силой Он может делать все, что захочет. Но здесь Кришна связан силой Йогамайи. Кришна Сам отдал всю Свою силу Йогамайе, и Он, подобно Рамачандре, может забыть, что Он Бог. Рамачандра думает: «Я кшатрия, воин». Абхиман. И нара-лила. Его игры всегда носят полностью человеческий характер. Но, поскольку Он – Верховная Личность Бога, Он контролирует всю силу, энергию. Существуют концепции Брахмана, Параматмы и Бхагавана; где есть преданность, всегда присутствует вечность, а где существует недостаток преданности, там возможно все (как вечное, так и временное).

Джая Гуру Махарадж!

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru