Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Преданность, но преданность кому?

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

 

 



Перевод Муралишвара Прабху


Ученик: Христиане говорят, что Христос – единственный Владыка.

Шрила Шридхар Махарадж: Они говорят о Троице: Бог-Отец, Бог-Дух Святой и Бог-Гуру как Христос, Спаситель. Согласно христианской концепции, в теизме существуют три фазы. А в исламе, признаются многочисленные посланники Бога, и Мохаммед был таким посланником. В основном, мусульмане признают посланников иудео-христианской традиции в целом: Моисея, Авраама и других. Но, согласно их представлениям, последним посланником Бога был Мохаммед, и это откровение они считают высочайшим.
И некая концепция Бога присутствует в этих традициях, но она не столь подробна или развита, как в индуистской мифологии или онтологии, в Ведах или Упанишадах – истина откровения, истина священных писаний. Знаменитый немецкий ученый Макс Мюллер однажды сказал: «То, что хранится в кладовой индийских Упанишад, насытит весь мир. Весь мир будет накормлен сполна, насыщен этим знанием; ни частицы, ни капли знания не будет потеряно, упущено, если мир сможет получить знание, хранящееся там». Таким было его заключение.
Мы можем понять это следующим образом: в каждом феномене существует сокровенное, центральное положение. Будь то золото, или алмазы, или промышленность, или образование, или религия, - во всех этих явлениях существует центральное, изначальное, самое концентрированное положение, и это самое совершенное проявление мы можем не найти повсюду, где возникает этот феномен.
Поэтому, в сфере религии, теизма, Индия была избрана Богом, чтобы занимать центральное или высочайшее положение. В этом есть здравый смысл: университет не может быть основан в каждой деревне, для этого должно быть избрано определенное место. Это касается и больниц, и отделений полиции и т. д. Итак, в этом мире определенная страна была избрана в качестве высшей цитадели религии, теизма, и таким местом стала большая часть Индии.
Если у нас есть истинное зрение, позволяющее это увидеть, мы не будем завистливы: «Почему это должна быть Индия?» Такого рода мысли нелепы, как если бы житель деревни стал думать: «Почему в нашей деревне есть только начальная школа, а в городе – университет?»
Высшая школа теистического образования должна быть где-то расположена на земном шаре, и таким местом была избрана Индия. Если мы хотим обратиться к сравнительному изучению теистического образования, нам следует делать это, исходя из такой предпосылки. И, с этой точки зрения, Макс Мюллер написал: «Если мы обратим взор на Упанишады, мы увидим, что содержащиеся в них истины удовлетворят все категории религиозных людей, людей всех религиозных наклонностей – и все равно, кладовая не будет исчерпана, ни в малейшей степени». Знание такой природы – это вечный источник: его воды текут вечно, он никогда не высыхает.
Где бы ни были найдены универсальные истины религии, их следует принять. Если бы все обстояло иначе, тогда христиане, представители различных наций, к примеру, американцы или англичане, заявили бы: «Христос родился на Ближнем Востоке, почему мы должны принимать его учение? Он не пришел на нашей родной земле, его учение не зародилось в нашей стране – почему же мы должны принимать его?» Но географические различия суть иллюзия, майа.
Где бы ни было найдено подлинное явление, религиозная истина, мы должны быть открыты принятию ее в силу ее внутренней ценности, а не руководствоваться физической, мирской привязанностью к месту, где я получил мое тело, к моей стране, и т. д. Мы должны возвыситься над любым материальным сознанием и быть чистыми учениками; полностью открытые, мы будем вопрошать об истине, откуда бы она ни пришла.

 


Атомная бомба была где-то создана, в определенной стране, но означает ли это, что в других странах не пытаются получить ее, усовершенствовать? Разве представители иных государств скажут: «О, она была изобретена в другой стране – нам она не нужна?» Военный танк был впервые изобретен, возможно, во Франции, в первую мировую войну, а теперь он применяется повсюду. Ракета первоначально была создана в виде гитлеровской «В2», но в наши дни, усовершенствованная, она есть везде. И если даже здесь, в этом мире, все обладает универсальным характером и применяется повсеместно, должны ли мы думать, что духовный мир, мир духовной реальности, будет полностью ограниченной, национальной концепцией? Будет ли высшая истина, способная избавить ото всех страданий, иметь относительное местоположение? Скорее, она будет широчайшей, самой универсальной. Она будет уникальной.

Ученик: Но во многих случаях я столкнулся с таким затруднением: когда я говорю, скажем, с христианином, он по достоинству оценивает высокое положение бхакти, преданности и самопредания, признавая их превосходство даже над освобождением, однако, он настаивает, что Христос есть «единственный путь».

Шрила Шридхар Махарадж: Он может принимать «преданность», но преданность кому? Преданность может быть разной природы: преданность интересам семьи, страны, нации и т. д. Но ценность преданности будет измеряться согласно такому критерию: преданность кому?

Ученик: Преданность Богу.

Шрила Шридхар Махарадж: Что значит «Бог»? Какова концепция Бога? Существует туманная концепция и ясная концепция. Мы должны обрести ясное представление о природе Бога. Мы должны провести очень тщательное сравнительное изучение, подобно тому, как в лаборатории микробы и вирусы изучаются крайне пристально. И самое пристальное изучение даст нам самое глубокое понимание. Итак, что есть Бог? Это нечто туманное, «Бог неведомый и непознаваемый»? Подразумевает ли Бог нечто неведомое и непостижимое, ничего конкретного?

Ученик: Христиане говорят, «Бог являет Себя в Христе».

Шрила Шридхар Махарадж: Христос дал нам что-то, некоторое представление, но все-таки, это представление туманно, неясно. Как, к примеру, солнце или луна: бытуют смутные представления об их природе, но они обладают своим собственным, реальным существованием. Более близкое изучение их сущности покажет нам гораздо более удивительные истины, и, в конце концов, будет открыта истинная природа этих небесных тел.

Ученик: Но христиане боятся выйти за пределы того, что было сказано Христом.

Шрила Шридхар Махарадж: Это тенденция присутствует повсюду, ее можно увидеть на каждом шагу: где бы ни был человек, в какой-либо области знания, равно как и невежества, он привязан к своим представлениям. Так происходит не только в религии, но повсюду эта тенденция присуща всем.

Ученик: эти христиане оправдываются Библией, в которой Христос говорит, что никто не приходит к Отцу, кроме как через него.

Шрила Шридхар Махарадж: Это также широко распространенное явление: все народы мира принимают тот или иной религиозный авторитет. Одни люди принимают Библию, другие Коран. Индусы принимают что-то еще; свои авторитеты есть и у африканских туземцев, и у последователей Шанкары. Но, когда речь заходит о сравнении, людям следует отказаться от своего местного фанатизма и подойти к вопросу с открытым умом; они должны выйти на широкие просторы дневного света, под открытое небо, и консультироваться, сравнивать, принимать и отвергать. В противном случае, где возможность прогресса? Поскольку человек уже принимает какую-то концепцию, он привязан к ней; такова ситуация повсюду, не только в религии.
К примеру, каждая нация может хвастаться: «Наша военная мощь не имеет себе равных». Но, когда приходит испытание, когда начинается война, тогда становится очевидным, кто есть кто! Россия хвасталась: «Наша мощь позволяет нам контролировать весь мир»; другие нации утверждали то же самое. В начале второй мировой войны, император Японии Тоджо сказал: «Мы готовы к ста годам войны! Европейцы будут сражаться сообща и потерпят поражение, а мы станем императором всего мира!» Такой была его похвальба, но думать что-то – одно, а реальность – другое.
Был один джентльмен из Аравии, который стал преданным. Он сказал: «С самого начала, я был склонен изучать религиозные книги всех народов. В ходе этого изучения, я обнаружил, что в вопросах времени и пространства индийские религиозные писатели представили огромную область знания, самую обширную и древнюю. В Библии сказано, что мир был сотворен пять тысяч лет тому назад, но индийская теология утверждает, что в бытии имели место многочисленные творения и разрушения.
В ходе истории, происходили столь многие творения и разрушения; вся солнечная система разрушалась, затем создавалась, а затем вновь разрушалась. И в этих произведениях можно найти историю столь широких временных отрезков; там описаны самые продолжительные этапы мироздания, по сравнению с другими мировыми теологическими системами. И дано описание не только времени, но и пространства: создание самой вселенной, как она началась, формировалась, и каков ее конец; а также история великих планет, таких, как Полярная звезда, Дхрувалока, и солнце». Этот джентльмен обнаружил, что географические и исторические знания, заключенные в теологической литературе Индии, не имеют себе равных.
И также он был изумлен, увидев, как эти рши смогли собрать знание, выходящее за рамки этого тела и этой вселенной; знание столь наглядного и обширного характера, полученное из сфер бытия, лежащих за пределами известного нам мира, было распространено представителями религиозных писаний Индии. Поэтому, этот человек пришел к заключению: «Это знание не может не быть величайшим среди всех религиозных концепций». И он почувствовал влечение к поиску Истины на этом пути.

 

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru