Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Многочисленные концепции Бога

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

 

 



Перевод Муралишвара Прабху


 

 

Преданный: Если сознание Кришны имеет высочайшую природу, тогда для обусловленной души будет крайне сложно обрести его. И, возможно, для западных преданных, или людей, рожденных в неведических культурах, достижение этого сознания может быть особо сложным. Поэтому, иногда приходит мысль, что искателю духовной истины будет легче приблизиться к Богу посредством религии, в которой он родился, например, через христианство.

Шрила Шридхар Махарадж: Это не вопрос вероисповедания или культуры, речь идет о пробуждении сознания. Существует великое множество концепций Бога. В человеческой форме жизни присутствуют многочисленные стадии, начиная с атеизма. Вначале, душа покрыта плотным невежеством, лишенная представления даже о своем собственном «я». Затем, когда ее сознание до известной степени пробуждается, к ней приходит способность различения, благодаря чему она может признавать принципы морали; однако, она еще далека от теизма. На этой стадии, человек способен рассматривать интересы других людей, как свои собственные; таким образом, возникает мораль.
Когда личность пробуждается в еще большей степени, она открывает, что существует взаимосвязь между другими людьми, окружающим миром и ею самой, некий единый субстрат сознания, общая платформа, служащая основанием для всех существ. Тогда начинается поиск: какова природа этого явления?
Почему оно существует, в чем его предназначение? Когда человек начинает исследовать его природу, постепенно, он начинает более отчетливо чувствовать важность того измерения бытия, которое соединяет его самого, соседей и окружающий мир, и создает некую близость, симпатию между ними.
Продолжая поиск, он открывает, что подобное объединяющее измерение бытия, в котором он существует, которое пребывает как внутри, так и вне него, которое пронизывает все сущее, в высшей степени пленительно. Он испытывает очарование его характеристиками, его красотой. Тогда возникает вопрос о его личных взаимоотношениях с этим измерением бытия. Какова их природа? Каким образом они осуществляются? То явление, которое он воспринимает как нечто очень близкое, это всего-лишь некий тонкий элемент, подобный воздуху, эфиру, или же это нечто высшего порядка? Поскольку он чувствует это начало внутри себя, в своем сердце, в своем уме, он испытывает все большее и большее любопытство, желание знать, каково оно.


Таким образом, в душе рождается концепция Бога. В ходе поиска, посредством процесса отвержения, его знание, его концепция Бога развиваются, и это прогресс. «Прогресс» подразумевает рост представлений и знания; в любой сфере жизни, человек всегда прогрессирует. Сама жизнь динамична, все сущее прогрессирует, неспособное оставаться статичным. Итак, поиск - поиск более интенсивной жизни – подразумевает это, иначе не может быть. К примеру, в науке, Ньютон дал определенные представления, а позже пришли многие другие и принесли более высокую идею, которая была более наглядной и обширной; так прогрессирует знание.
Так же как в этом мире начальные школы заполнены учениками, равно как и колледжи, университеты, высшие образовательные учреждения, - повсюду есть множество студентов различных уровней, всегда существуют начальная, средняя и высшая стадии, подобным образом обстоит дело в прогрессе души, развитии ее концепции Бога. Существует великое множество душ, находящихся на различных уровнях пробуждения.
Что является мерилом ведического знания? Насколько обширно, насколько глубоко ваше знание о теистическом мире, об истине Откровения? Видйаватан бхагавате парикшара: мерилом служит Бхагават, Шримад Бхагаватам. Он дает стандарт, на основании которого можно оценивать все иные представления. Стандарт таков: положение этой центральной концепции, центральной Истины.
Каковы могущество, благотворность, превосходство этой Истины? Шримад Бхагаватам говорит:

ваданти тат таттва видас
таттвам йад гйанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдайе
(Шримад Бхагаватам 1. 2.11)

«Разные мудрые трансценденталисты знают Абсолютную Истину как единую неделимую духовную субстанцию, пребывающую за пределами двойственности; но они постигают Ее в трех фазах, как Брахман, Параматму, и, в конечном счете, как Бхагаван».

Брахман не является Центральной Истиной; Брахман – это всеобъемлющий аспект окружающего мира. Параматма – всепроникающий аспект, Бог, пребывающий во всем, повсюду. Другим аспектом высшего начала является Бхагаван. Бхагаван означает, что Он бхагйа, благой; Он полон великолепия, аишварйи. Таким образом, начальная интерпретация понятия «Бхагаван» может предстать как аишварйаман: Тот, Кто является источником всего могущества, владыка всех энергий. Но Шримад Бхагаватам представил Бхагавана в ином, революционно новом аспекте: он переместил Центр от энергии, силы, в сторону любви. Он показал, что Бог есть любовь. Природа Центра – любовь. Любовь выше силы, она существует на более глубоком уровне бытия. Сила – это внешнее явление, тогда как любовь – основной и высочайший феномен.
«Бхагаван» означает бхаджанийа-гуна-вишиштха: природа этой субстанции такова, что когда мы соприкасаемся с ней, мы хотим предаться Ему, поклоняться Ему, растворить наши интересы в Нем. Мы хотим прыгнуть, бросить себя к Его стопам. Мы будем думать: «То, что я искал, Господь моего сердца, я обрел Его здесь! Я не желаю ничего иного». Такова природа Бхагавана: Он порождает страстное, непреодолимое желание прыгнуть к Его стопам. Он привлекает все сущее, поэтому Его зовут Бхагаваном.
Его природа, Его привлекательность таковы, что атмарамы, личности, лишенные влечения к этому бренному миру, также почувствуют непреодолимое притяжение Его существа. Он обладает такой природой, таким качеством: Он побуждает душу самозабвенно устремиться навстречу Ему, Его служению. Он побудит нас предаться, без остатка отдать себя.
Итак, видйаватан бхагавате парикшара, Бхагават является критерием, он спрашивает нас: «Как далеко ты продвинулся в своей теистической жизни? Ты способен сделать это: отдать себя без остатка? Ты можешь сделать это: решиться на безраздельное самопредание? Способен ли ты даже представить такое? Можешь ли ты думать, что, «умирая», ты будешь жить подлинной жизнью; что, умирая таким, каков ты сейчас, через тотальное растворение, ты обретешь новую жизнь? Достаточно ли ты смел для этого?»
Качество высочайшей Субстанции не таково, что Он – Владыка силы, или всеведущ, и все сущее заключено в Нем, словно «плавая в Его чреве»; и этим качеством также не является Его способность пронизывать все сущее, быть микроскопическим, существующим в самом крохотном объекте. Всепроникающий, вездесущий или всеобъемлющий – все это не есть высшие качества Верховной Субстанции. Его природа Владыки всего могущества, контролирующего все сущее, Нарайаны, - это одна концепция. Но речь идет о том, что Он абсолютным образом притягивает нас к Себе, и единственное, чего мы хотим, – упасть к Его стопам. Он есть Красота и Любовь такой природы – эту идею дает Шримад Бхагаватам, и это высшее из всех представлений, опираясь на которое, следует оценивать все иные идеи. Получили ли вы какое-то представление о таком качестве, такой характеристике Абсолюта как Центра любви, из какого-либо источника богооткровенных писаний?
Только Шримад Бхагаватам дал нам высшее явление. Это центральный мир, высшее измерение бытия, в котором нас призывают жить. Махапрабху пришел с этим даром, Он безвозмездно принес нам его. Нам не только выпала удача родиться людьми, но мы обрели такую великую жизненную перспективу.
Но мы должны понять: в существование какой природы мы погружены в настоящее время? Я могу вновь опуститься в низшие формы жизни, быть насекомым, зверем, деревом. Я блуждаю в порочном круге рождения и смерти: таково мое положение. В одно мгновение я нахожусь на вершине цикла; в следующее мгновение, я потерян, я нигде. Это действие и следствие. Это не более чем действие и реакция: сейчас я играю роль господина, а затем приходит реакция, как предъявляемое мне требование заплатить долг, и она стащит меня вниз, схватив за ухо, подобно тому, как родитель или школьный учитель наказывают озорного ребенка. Так мы движемся в мире материи: выше и ниже, вверх и вниз, непрестанно. В Бхагавад-гите, Кришна говорит:

абрахма-бхуванал локах
пунар авартино рджуна
мам упетйа ту каунтейа
пунар джанма на видйате
(Бхагавад-гита 8.16)

«О, Арджуна, начиная с высшей планеты материальной вселенной, мира Господа Брахмы, вплоть до низших миров, все они суть юдоль страданий, поскольку обитатели всех этих измерений бытия подчинены закону повторяющихся рождения и смерти. Но тот, кто достигает Моей обители, о, сын Кунти, не рождается вновь».

Как нам выбраться из этого порочного цикла и достичь осуществления нашей жизни? Только те наши друзья, кто несут эту информацию, эти новости людям: знание о том, что Абсолютный Центр – Любовь. Те, кто осуществляют эту миссию, - наши лучшие друзья. Все остальные, мнимые друзья, должны быть отвергнуты, с ними следует распрощаться. Их следует оставить, если мы искренни. Для этого необходимо отвержение и принятие, принятие нового. Таким образом, отвергая все иные формальности, внутренний дух должен сделать нас безумными, чтобы все больше и больше приближаться к Нему.


 


 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru