Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

День ухода Шрилы Харидаса Тхакура

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

27 сентября 2004 г.
Набадвип Дхам, Индия

 



Перевод Муралишвара Прабху


 

Сегодня совершается очень благоприятное жертвоприношение преданности в честь ухода Шрилы Харидаса Тхакура. (Также Вишварупа, брат Махапрабху, принял санньяс и оставил свой дом). В материальном мире он покинул свое божественное тело в Южной Индии, в Курма-кшетре. Махапрабху встретил Рангапури, и тот сообщил Ему эти известия.
Как вы знаете, Харидас Тхакур был выдающимся проповедником, защитником и дарителем харинам-санкиртана в материальном мире. Он явился перед Махапрабху. Когда Махапрабху был ребенком, Харидас Тхакур был пожилым человеком. Когда Махапрабху родился, Харидас Тхакур танцевал и понял, что в тот день что-то произошло. Так написано в «Чайтанья-чаритамрите». Адвайта Ачарья и Харидас Тхакур совершали радостный и экстатический танец. Харидас Тхакур сказал Адвайте Ачарье: «Должно быть, нечто уже свершилось. Быть может, Господь явился».
Махапрабху начал харинам-санкиртан в молодости. Но Харидас Тхакур с самого детства проповедовал санкиртан и перенес множество испытаний и наказаний. Несмотря на это, он не остановил харинам-санкиртан. Люди были очень недовольны им. Они жаловались кази, что Харидас Тхакур – мусульманин, но повторяет Харе Кришна маха-мантру и принял индуизм. «Следует его наказать». Жалобы исходили от многих мусульман; возможно, на их стороне были некоторые индусы. Мусульмане требовали: «Верните его обратно в наше общество». Но Харидас Тхакур пришел к кази. Кази был очень счастлив видеть его, но сказал: «Почему ты не следуешь такой великой религии, как ислам? Почему ты повторяешь Харе Кришна маха-мантру? Это нехорошо. Оставь это занятие и прими Аллаха, и наша религия вновь примет тебя в свое лоно».
Но что произошло? Харидас Тхакур не принял это предложение. Более того, когда кази (кази – это мусульманский правитель и судья) стал очень настаивать, он получил полную поддержку со стороны правительства. Наконец, Харидас Тхакур сказал: «Если вы расчлените мое тело кусочек за кусочком, все равно я не оставлю харинам». Тогда кази вынес ему приговор: «Проведите его по двадцати двум рыночным площадям и на каждой площади бейте его». В то время преступники умирали после одной-двух экзекуций такого рода. Но Харидас Тхакур, будучи избит на двадцати двух рынках, не оставил харинам и не умер.
Мусульманские полицейские сказали: «Если ты не умрешь, кази убьет нас». Харидас Тхакур ответил им: «Если так, я умру». Он сделал вид, что умер. Они увидели его мертвым, проверили, так ли это, и принесли его тело к кази. «Он умер. Что нам делать с трупом?». Кто-то сказал: «Нужно его похоронить». Но другой кази, помощник, заявил: «Нет, если похоронить его в могиле, после смерти он отправится в более высокое измерение. Бросьте его тело в Ганг, поскольку он повторял хинду-мантрам. Это ему наказание». Они бросили тело в Ганг. Харидас поплыл по Гангу и достиг Шантипура, где оставался целый год. Там в одной деревне он вырыл пещеру и повторял харинам.

 


Люди были очень добры к нему, принося ему пищу и т. д. Он ходил в Шантипур, в дом Адвайты Ачарьи. Но в пещеру, в которой он жил, пришла Маядеви, чтобы испытать его и получить от него Харинам. Маядеви искушала его три ночи и хотела сотворить иллюзию, но Харидас Тхакур не мог быть осквернен иллюзией. Тогда Маядеви стала искать его прибежище и сказала: «Господь Шива дал мне Рама-нам. Пожалуйста, дай мне Кришна-нам».
Также один помещик, Рамачандра Кхан, подослал к нему проститутку, но проститутка стала вайшнави. После этого Харидас Тхакур ушел из пещеры. Проститутка пыталась соблазнить его в течение трех дней, и Харидас Тхакур сказал: «Я дал обет повторять три лакха харинама каждый день. Когда я закончу, я исполню твое желание». Тогда проститутка поняла, что он махапуруш и она бессильна совратить его. Через три дня она упала к лотосовым стопам Харидаса Тхакура, и Харидас сказал: «Я знаю, зачем ты пришла. Оставь все, даже свое богатство, дом и все остальное и останься со мной в этой пещере. Живи здесь. Я даю тебе харинам. Повторяй харинам, и прасадам будет приходить к тебе».


Так Харидас Тхакур инициировал проститутку, и многие великие личности, практикующие сознание Кришны, приходили, чтобы получить ее даршан. Они чувствовали, что им необычайно повезло оттого, что они получили даршан вайшнави. Так было. Также Харидас Тхакур ходил в дом Адвайты Ачарьи. Там было поле его проповеди. Затем родился Махапрабху.
Харидас Тхакур дал харинам очень многим людям. Он начал проповедь раньше Махапрабху и распространял маха-мантру. Все очень почитали его. Отец и дядя Рагхунатха Даса Госвами были очень богатыми людьми. Они также приглашали Харидаса Тхакура на свои собрания. Там он показал некое чудо; существует множество историй такого рода.
Когда Махапрабху родился, Харидас Тхакур понял, что явился Бхагаван Кришна. Позже, когда Махапрабху начал санкиртан, к нему присоединились Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур и Нитьянанда Прабху. Впоследствие Махапрабху организовал программу проповеди. Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур были проповедниками. Махапрабху сказал: «Вначале проповедуйте». Так Махапрабху явил Свою силу в настроении Кришны, Бога.
В то время Харидас и Нитьянанда были генералами проповеди. Они проповедовали повсюду. Однажды на дороге они встретили полицейских инспекторов той местности, Джагая и Мадхая. Их звали Джагадананда и Мадхавананда, но люди называли их Джагай-Мадхай. Они постоянно были пьяные, и не было ни одного греха, который они не совершили бы в своей жизни. Тогда Нитьянанда Прабху сказал: «Харидас, мы пойдем к ним и дадим им харинам». Харидас Тхакур сказал: «Ты сошел с ума! Они очень скверные и пьяные. Они что, будут слушать твой совет? Они изобьют тебя. Не ходи к ним. Я не пойду».
Но Нитьянанда сказал: «Это наша главная цель. Махапрабху – патита-павана, а они в высшей степени патита. Я должен спасти их». Нитьянанда Прабху пошел к ним, не слушая возражения. Что оставалось делать Харидасу? Он последовал за Нитьянандой Прабху. В то время Харидас Тхакур был преклонного возраста. Нитьянанда был молод. Он сказал Джагаю-Мадхаю: «О, Джагай-Мадхай, что вы сделали со своей жизнью? Все простится вам, если вы станете воспевать Харе Кришна маха-мантру».
И что же, Джагай-Мадхай стали воспевать Харе Кришна маха-мантру? Нет. Они сказали: «Мы убьем вас, если вы вновь обратитесь к нам». Они схватили большую бамбуковую палку и хотели избить Нитьянанду Прабху и Харидаса Тхакура. Те убежали. Махапрабху сказал им: «Да, вы поступили правильно. Еще раз попытайтесь дать им харинам». Нитьянанда Прабху обрел энтузиазм и на следующий день вновь приблизился к ним. Он увидел, что они пьют вино. Завидев Нитьянанду, они сказали: «О, ты опять пришел?» Они схватили пустой глиняный горшок из-под вина и швырнули его в Нитьянанду. Горшок попал Нитьянанде в голову.
Но Нитьянанда заявил им: «Хорошо, я прощаю вас. Теперь воспевайте Харе Кришна». Джагай собирался вновь напасть на него, но Мадхай схватил его за руку и сказал: «Что ты делаешь? Он санньяси, нищий. У этих людей ничего нет. Зачем ты бьешь их?». Джагай оставил их в покое, и эти новости дошли до Махапрабху. Махапрабху был очень разгневан и пошел наказать Джагая-Мадхая. Многие события произошли, я не могу рассказать о них подробно.
Сегодня утром вы слышали о славе Харидаса Тхакура от Шрипада Бхакти Павана Джанардана Махараджа. Он читал из книги.
Когда Джагай увидел в руке Махапрабху чакру, он очень испугался и упал к лотосовым стопам Махапрабху. Мадхай также, но Махапрабху не собирался прощать их. Тогда Нитьянанда Прабху сказал Ему: «Прабху, Мадхай бил меня, но Джагай удержал его. Он спас мне жизнь». Тогда Махапрабху простил Джагая, и Джагай стал преданным и пел Харе Кришна. Видя это, Мадхай сказал Махапрабху: «В одно и то же время мы совершили великое множество грехов. Ты одарил Своей милостью Джагая, но не меня?». Нитьянанда Прабху также умолял Махапрабху, и Махапрабху сказал: «Примите лотосовые стопы Нитьянанды Прабху. Вы оскорбили Его». Они сделали это, и Махапрабху обнял Джагая-Мадхая.
«Я не убью вас – я устраняю все ваши грехи. С этого дня вы преданные. Воспевайте Харе Кришна маха-мантру и оставьте все дурные дела». Джагай-Мадхай счастливо приняли харинам и пели Харе Кришна маха-мантру. Они оставили свою правительственную службу, стали подобны преданным и каждый день убирали дорогу, ведущую к Гангу, место омовения Махапрабху и других преданных. Это место рядом с Гангом стало известно как Джагай-Мадхай Гхат. Так Харидас Тхакур жил в обществе Махапрабху, Нитьянанды Прабху, Адвайты Прабху, Гададхары, Шриваса Пандита. Он всегда жил с Махапрабху, и Махапрабху дарил ему милость, нежность, любовь – все.
Затем началась проповедническая программа Махапрабху, и каждую ночь Он пел Харе Кришна маха-мантру и танцевал. Харидас всегда был рядом. Многие события произошли в жизни Харидаса Тхакура, которая была столь долгой. Наконец, мы видим, что Орисса находилась под властью индусов. Пратапарудра Раджа был индуистом, и в его государстве, особенно в Пури, не было места для мусульман. Махапрабху принял санньясу. По настоянию Шачи Маты и других преданных, Он собирался идти в Пури. В это время Харидас Тхакур спросил: «А что делать мне?».
Махапрабху сказал ему: «Я помолюсь Джаганнатху. Иди в Пури, и ты будешь жить в Моем обществе». Затем Махапрабху пришел в Пури Дхам и стал гостем Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Всех привлекала слава Махапрабху. Все они приняли религию Махапрабху, ачинтья бхедабхеда таттву. Однажды Харидас Тхакур вышел в обществе Адвайты Ачарьи и других. Все кланялись ему. Харидас Тхакур также поклонился им издалека. Тогда Махапрабху сказал Каши Мишре: «У тебя есть сад. В нем Мне нужна одна комната». Каши Мишра отвечал: «Все принадлежит Тебе. Ты можешь забрать все».
Внутри сада Махапрабху отвел Харидасу Тхакуру соломенную хижину. Каждый день Он приходил к Харидасу Тхакуру.С ним также встречался Гададхар. Махапрабху ежедневно посылал Харидасу Тхакуру прасадам. Харидас Тхакур жил в том месте, повторяя три лакха харинама. В «Чайтанья-чаритамрите» приведены многочисленные описания славы Харидаса Тхакура. Я не в состоянии многого рассказать, но все это ради моего очищения. Я пытаюсь прославить Шрилу Харидаса Тхакура. Если он будет милостив, тогда чистый харинам придет в наши уста, чистый харинам будет танцевать на нашем языке.


 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru