Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

ГАРМОНИЯ В КОНЦЕПЦИИ ШРИ ЧАЙТАНЬИ МАХАПРАБХУ

Беседа Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа для журнала "Шри Гаудия Даршан".


(Опубликовано в журнале Шри Гаудия Даршан в 1995 г.)



 



Мое настроение в духовной жизни основывается на самой ее концепции, по милости Шрилы Гуру Махараджа. Нет сомнения что я и многие другие, кто родился в Бенгалии, еще раньше имели некоторое представление о Вайшнавизме. Для всех бенгальских Вайшнавов естественно поклоняться Махапрабху. В каждом Вайшнавском доме есть Божество Махапрабху или другие атрибуты поклонения Ему. Если они не поклоняются Ему постоянно, то хотя бы время от времени они делают это на фестивалях. Они предлагают поклоны Махапрабху Шри Чайтаньядеву, Нитьянанде Прабху, Адвайте Прабху, и прочим.


Все то, что я раньше знал о Вайшнавизме, имеет некоторую ценность, но свое истинное рождение в концепции Махапрабху я получил, только припав к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа. Я могу сказать что мое истинное рождение в концепции Махапрабху произошло, когда я пришел к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа. От него мы приняли семя истинной Джаива-дхармы, истинной Ваишнава-дхармы. Шрила Гуру Махарадж старался сделать из своих учеников умелыми проповедниками той линии преданности, которую проповедовали Махапрабху и Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

В своей проповеди Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур использовал много методов. Мы знаем, что главным средством его проповеди были патрики (периодические издания) и книги. Он начал свою проповедь с издания книг и к концу его земной жизни все мы видели, что «Гаудийа» задавал направление для всей Сампрадайи.
Сам Шрила Прабхупада руководил содержанием «Гаудийа», поэтому в то время все почитали это издание. Возможно, Шрила Прабхупада не видел всего, что выходило в печать, но он определял основное направление содержания.

РАСТУЩАЯ МИССИЯ

Наша миссия становится все больше. У нас есть около сорока центров во всем мире. Все они нуждаются в руководстве Шри Чайтанья Сарасват Матха, поэтому для них и для Матха и для каждого преданного «Шри Гаудия Даршан» на английском языке является незаменимым помощником в проповеди. Наша основная задача проста - Махапрабху говорил:

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

«Тот, кто считает себя менее значимым чем травинка, кто так же терпелив как дерево и кто почитает других не желая того же для себя, лишь тот обладает достаточными качествами, чтобы постоянно воспевать славу Господа Хари»

Таково наше основное направление: постоянно воспевать «Харе Кришна» без оскорблений. Но как это возможно? На нашем пути возникает много разных обстоятельств и трудностей. В каждой стране возникают свои трудности, но хотя обстоятельства могут варьироваться в зависимости от места, ключ к решению всех проблем дан в этой шлоке Махапрабху.
Иногда я отвечаю на вопросы о разных обстоятельствах в письмах, и такие письма могут публиковаться в Шри Гаудия Даршан, тогда они помогут и другим людям.
Вопрос: Что бы вы хотели видеть общей чертой наших центров во всем мире?
Шрила Говинда Махарадж: На каждое явление возможны два взгляда: один касается внешней формы, а другой внутреннего содержания. И внешнее и внутреннее важны в этом материальном мире, иначе мы не могли бы привлекать обычных людей. Они живут в материальном мире, поэтому, чтобы обратить на себя их внимание, нам нужно иметь привлекательную обложку.

ПРОСТО, НО ЕМКО

В книгах Госвами все на первый взгляд просто, но внутреннее их содержание невероятно богато. Книга нашего Матха, "Шри Бхакти Расамрита" с виду очень велика, как словарь, но и внутренне она очень богата, в ней содержатся знания и объяснения Шрилы Гуру Махараджа. Так и в наших центрах должна быть и внешняя форма и внутреннее содержание. И они должны находиться в гармонии.

ГАРМОНИЯ

Гармония это концепция Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда Он отправился проповедовать в Южную Индию, Он заходил во все храмы – Ганеши, Кали, Шивы, Дурги и др. Почему Он посещал все храмы? Он делал это, чтобы достигнуть всех людей, чтобы указать им высшую цель жизни.
Концепция Рамануджа Сампрадайи не позволяет ее преданным приходить в храмы Шивы. Они говорят, что даже если нападет тигр, лучше быть съеденным им, чем укрыться в храме Шивы! Такова их концепция.

ДОСТИГАТЬ КАЖДОГО

Махапрабху, однако, не был таким. Он заходил в любой храм, попадавшийся на Его пути, когда Он проповедовал. Но куда бы Он ни пришел, Он всюду проповедовал только Кришна концепцию. Он давал сознание Кришны каждому, и каждый принимал религию Махапрабху. Он входил в храм Ганеши и почитатели Ганеши принимали религию Махапрабху. Так Он проповедовал повсюду, и наша концепция должна быть такой же. Мы должны стремиться к этому.
У нас нет ненависти к другим. Если мы будем ненавидеть, никто не придет к нам. Поэтому мы должны следовать концепции терпимости к любой религии, которой учил Махапрабху, но мы должны проповедовать сознание Кришны. Мы должны жить в гармонии с другими, иначе наш проповеднический метод невозможен.

КАК СОЗДАТЬ ГАРМОНИЮ?

Каким образом мы можем создать гармонию во всем ? Эта теория прекрасно изложена в Шри Брахма-самхите. Там вы увидите, что все позиции расположены очень гармонично – позиция Матери Дурги, Ганеши, Нрисимхадева, и других форм Кришны: Нараяны, и др. Каждый располагается очень гармонично по отношению к другим. И то, как они соотносятся с нашим сообществом, тоже прекрасно объясняется в Шри Брахма-самхите. Прекрасное объяснение концепции Шри Чайтаньи Махапрабху также содержится и в Шри Кришна Карнамрите. Эта книга указывает высшую цель жизни и рассказывает о высшем предназначении души-дживы.


Махапрабху не сочинял эти книги, но он принес Шри Брахма-самхиту и Шри Кришна Карнамриту и отдал Шриле Санатану Госвами и Шриле Рупе Госвами, чтобы они распространили их. Махапрабху раздал нам важнейшие пункты Своей концепции через Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатана Госвами.
В это время Шри Рамананда Раи был Его другом и иногда был Его советником, но Махапрабху не поручил заботу о Своей Сампрадайе ни Шри Рамананде Раю, ни Шри Сварупе Дамодару. Он поручил заботу о Своем сообществе, Сампрадайе или школе Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатану Госвами и, под их руководством, Шриле Рагхунатху Госвами и другим. Таким образом он даровал Шри Рупа-Санатану Свою милость.

ПРИЗНАНИЕ

Под руководством Махапрабху Сваруп Дамодар учил Рагхунатха Даса Госвами. Позже Рагхунатх Госвами пришел к Шриле Рупе Госвами и увидел: «Здесь присутствует Махапрабху».
Это доказанный факт, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами никогда не желал ничего без милости Махапрабху. Когда Махапрабху ушел, в разлуке с Ним, Рагхунатх Госвами решил оставить свое тело, покончив с собой.
Еще до Своего ухода, Махапрабху дал ему Говардхан-шилу, камень с холма Говардхан. Рагхунатх Госвами решил, что покончит с собой, прыгнув с Говардхана. Естественно, когда он пришел во Вриндаван, он решил встретиться с Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Санатаном Госвами. Когда он увидел их то внезапно осознал: «Здесь, в них, присутствует Махапрабху». Он хотел оставить свое тело, бросившись с Гирираджа Говардхана, но когда он увидел Шри Рупу-Санатана, он снова обрел жизнь и оставил свое намерение. Шрила Рагхунатх Госвами сочинил следующую шлоку:

нама-шрeштхам манум апи шачи-путрам атра сварупам
рупам тасйаграджам уру-пурим матхурим гоштхаватим
радха-кундам гири-варам ахо радхика-мадхавашам
прапто йасйа пратхита-крпайа шри гурум там нато 'сми

«Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столько мне дал! Он дал мне Святое Имя Кришны — высочайшее из Божественных Имён, наивысший звук, в котором воплощены высочайшие мысль, устремление, идеал, — всё. А затем он дал мне мантру».
Далее, из книг Госвами мы получаем все. Очень важна для нас Манах-шикша Шрилы Рагхунатха Госвами. Также чрезвычайно хороша Упадешамрита Шрилы Рупы Госвами, я помню, мы издавали эту книгу.
Шри Рупа-Санатан также очень гармоничны, наивысшим же примером гармонии является Сам Махапрабху. Он находился в гармонии со всеми видами религии. Он почитал любую религию, и над ними Он установил храм сознания Кришны. Такова Его гармонизирующая способность.

ПРАКТИКОВАТЬ И ПРОПОВЕДОВАТЬ

Преданные каждого из наших центров в мире должны прежде всего сами практиковать путь Чайтаньи Махапрабху, и я считаю, что учение, которое я проповедую – совершенно. Я стараюсь проповедовать концепции Махапрабху в линии Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Сарасвати Тхакура. Такова моя цель и у меня нет других стремлений. Если я не буду отдавать этому всю мою энергию, этим я оскорблю Шрилу Гуру Махараджа, потому что Шрила Гуру Махарадж верил в мою способность. Я стараюсь и каждый знает это. Я знаю что у наших миссий в других странах есть много трудностей – это естественно. Я чувствую это, но стараюсь дать им гармонию в линии Махапрабху, и когда они получают гармонию, они очень счастливы.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГАРМОНИЕЙ

Несколько дней назад, сюда приехали преданные из Малайзии. Несколько месяцев назад у них появились проблемы, но тогда я не мог поехать в Малайзию. Узнав об их положении я послал туда Шрипада Сагара Махараджа и они были очень счастливы в его обществе. Они приехали сюда и сказали: «Махарадж, с проповедью Сагара Махараджа мы обрели новую жизнь».
Таким образом, мы стараемся нести гармонию повсюду. Проповеднический принцип Шри Чайтаньи Махапрабху очень прост: будь скромным, будь терпимым, почитай других и практикуй сознание Кришны в линии Шри Рупа-Санатан. Это линия которую передал нам Шрила Гуру Махарадж. Главное наставление этой линии – это воспевать, воспевать без оскорблений.
Главное - воспевать без оскорблений, и выполнять девять видов деятельности нашей линии преданности – шраванам, киртанам и т.д. Наши основные занятия – шраван и киртан: воспринимать совершенное знание от чистого Вайшнава и затем пытаться проповедовать то, что вы слышали от него другим, для их и нашей пользы. Таков совет Махапрабху.


Если вы родились в Индии, то здесь, по милости Гуру-Гауранги, вы легко можете удовлетворить свои духовные запросы. Затем нужно дать такое удовлетворение и другим, нужно распространять эту концепцию.

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй ева настй ева настй ева гатир анйатха

Такова концепция Махапрабху. Он прекрасно изложил ее Пракашананде Сарасвати.
Пракашанада Сарасвати сказал Махапрабху: «Почему ты проповедуешь таким образом?» Увидев одежды Махапрабху, он сказал: «Ты санньяси из нашей сапрадайи, но ты танцуешь и поешь с простыми людьми, и тысячи людей идут за тобой. Ты ведешь себя как безумный. Почему ты так поступаешь?»
Махапрабху ответил: «В этот век Кали только так можно удовлетворить Высшего Господа». Это значит, что Сам Господь в форме Хари-нам явился в век Кали-юги.
Махапрабху пояснил это во второй шлоке молитв Шикшаштакам:

намнам-акари бахудха ниджа сарва сактис
татрарпита нитйамитах смаране на калах
етадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурддаивам идришам ихаджани нанурагах

«О Бхагаван! Все благо, которое придет к дживе, придет от Твоего Имени, поэтому Ты открыл множество Своих Имен: Хари, Кришна, Говинда, Ачйута, Рама, Ананта, Вишну… В Имя Свое Ты вложил все Свои Божественные Силы, для которых невозможное—возможно; Ты не поставил никаких условий, ограничивающих воспевание Намы временем, местом, чистотой; Господи! Такова Твоя Милость к дживе: таким доступным и близким Ты сделал Свое Святое Имя ... но проклятие мое не дает мне почувствовать к Нему любви. Это проклятие— мои десять преступлений против Твоего Святого Имени».

МЕТОД ПРАКТИКИ

Каким образом мы обретаем привязанность и любовь к Харинаму? Каким образом должны мы практиковать? Ответ дает третья шлока Махапрабху:

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

Концепция и метод Махапрабху очень просты, и мы проповедуем их во всем мире самыми разными способами. В разных странах мы берем на вооружения разные проповеднические методы, но все служит одной цели – практике сознания Кришны.
Махапрабху сказал Нитьянанде Прабху и Харидасу: «Расскажите всем о Кришне, служите Кришне, узнавайте о Кришне. Кришна это Высшая Личность Бога».
Позицию Кришны очень просто и ясно объясняет шлока из Шри Брахма-самхиты (5.1):


ишварах парамах Кришнах сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

«Высшая Личность Бога, Воплощение Сознания и Радости – Говинда Кришна. Он безначален, Он Источник всего сущего, и Причина всех причин».
Мы стараемся следовать совету Махапрабху: «Расскажите всем о Кришне, служите Ему, узнавайте о Нем». По милости Шрилы Гуру Махараджа, я чувствую что это направление будет очень благоприятно для нас.



Оригинал на английском


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru