Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Стремление к высшему идеалу

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

 

 



Перевод Муралишвара Прабху


Гуру Махарадж сказал Свами Махараджу, что ему следует основать Матх в Майяпуре, и Свами Махарадж ответил: «Махарадж, я не слишком счастлив. Обе стороны враждебны ко мне, и я не хочу иметь с ними дело». Гуру Махарадж заметил: «Нет, вы должны основать свою штаб-квартиру в Майяпуре, а я помогу приобрести землю». Но, когда некоторые люди узнали, что Свами Махарадж собирается покупать землю, они резко воспротивились этому. Я до сих пор храню одно письмо. Гуру Махарадж обратился к своим духовным братьям, желая созвать собрание. Он сказал, что, если необходимо, «я буду присутствовать на нем. Мое здоровье оставляет желать лучшего, но, если они не придут, я отправлюсь сам, а ты иди к главе брахманов и скажи ему, что Шридхар Махарадж хочет устроить собрание, и вы должны быть там».
Человек, о котором шла речь, был главой брахманов Индии, очень могущественной личностью и врагом Сарасвати Тхакура, но, когда он пообщался с Гуру Махараджем, его настроение изменилось. Все знатоки санскрита, великие пандиты и очень влиятельные Госвами пришли в собрание. С того времени Гуру Махарадж слепо поддерживал Свами Махараджа. Некоторые духовные братья не оказывали ему поддержки, но Гуру Махарадж сказал, что, если бы Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати был жив, он устроил бы Свами Махараджу пышный прием. Позже Свами Махарадж построил в Майяпуре огромную хижину и собирался устроить большую программу раздачи прасадама, и никто не захотел прийти. Гуру Махарадж разгневался еще больше и позвал некоторых своих братьев, и спросил их, почему они так поступают. Поистине, Гуру Махарадж оставил свой менталитет брахмана и в твердом духе вайшнавизма проповедовал им, в результате чего все они, со своими спутниками, почтили прасадам в том месте.
С того времени Гуру Махарадж становился все более и более либеральным, а, начиная с 1981 года, он полностью оставил брахманский менталитет и вел себя, как парамахамса. После этого он принял многих западных учеников. Он не стремился идти в этом направлении, но объяснял, что делает это как труд помощи тем, кто пришел в результате проповеди Свами Махараджа на Западе. В то время настроение Гуру Махараджа изменилось, и он чувствовал, что не может никого покинуть, особенно западных учеников. Такое настроение пришло к Гуру Махараджу.
Мне, как и Свами Махараджу, присущ современный менталитет. Моя природа близка Свами Махараджу, не Гуру Махараджу. Я всегда живу с Гуру Махараджем, и это правда, что он учил меня, но мое обычное настроение близко Свами Махараджу. Пребывать в гармонии с настроением Гуру Махараджа не так легко, но, какие бы указания он ни давал мне, я стараюсь их выполнять. Я видел, что в свои последние годы Шрила Гуру Махардж стал очень либеральным. Кто бы ни приходил увидеть Шрилу Гуру Махараджа, я просил за него, и Гуру Махарадж немедленно соглашался. Наконец, Гуру Махарадж сказал, что необходимо назначить преемника, и я должен готовиться к тому, чтобы занять это положение. Я отвечал: «Да, да, Махарадж. Я сделаю это позже». Но, в конце концов, Гуру Махарадж сказал: «Нет, это мой приказ, выполни его».
Таким образом, мы можем сказать, что Гуру Махарадж очень милостив к нам, и я вижу, что тем, кто хочет идти чистым путем, Гуру Махарадж оказывает огромную помощь. На самом деле, никто из нас не совершенен, и у каждого есть множество изъянов, но, чем бы мы ни обладали, мы будем пытаться идти вперед по пути сознания Кришны, а не по какому-либо иному пути. Если я совершаю что-то дурное, я буду делать это как служение в сознании Кришны. Таким будет мое намерение в отношении моей судьбы.

Преданный: Наша трудность заключается в том, что Гуру Махарадж дал нам столь высокий идеал, но мы чувствуем, что не в силах приблизиться к этому идеалу.
Шрила Говинда Махарадж: В «Прапанна-дживанамритам» вы найдете одну шлоку:

парама-каруника на бхават-парах
парама-шочьятамо на ча мат парах
ити вичинтйа харе майи памаре
яд учитам ядунатха тадачара

«Ты живешь в столь высоком измерении бытия, но Ты столь милостив к падшим душам, и это Твое главное и высочайшее качество. Моя квалификация состоит в том, что я – самая падшая душа. Теперь Ты видишь, в чем Твой долг – поскольку Ты милосерден к падшим, а я занимаю это положение, Ты должен дать мне милость прежде всех остальных».

Человек должен знать, каков его идеал. Идеал – это незаконная любовь к Кришне. Качества, которые есть в Кришне, присутствуют и во мне. Кришна према – это высочайшее достижение, и потому моя природа не будет удовлетворена бренным миром. Я ищу нечто и ищу в неверном направлении, и подчас перехожу черту, иду туда или сюда, но природа всегда показывает Враджа бхаджан. Враджа бхаджан – не только высшее явление для меня, но естественный путь для всех благих душ. Таким образом, мы можем сказать, что мы очень удачливы, поскольку мы ищем этот идеал по милости Гуру Махараджа, и, когда мы придем к чистому положению, мы сможем видеть все. Сейчас эта потенция есть во мне, и я блуждаю в поисках счастья.

 


Преданный: Почему так происходит, что мы спешим искать счастье в противоположном направлении?
Шрила Говинда Махарадж: Нельзя сказать, что мы спешим. Если человек выкуривает одну или две сигареты, цена этой сигареты может быть десять пайс. И одна такая сигарета не способна разрушить всю мою жизнь в преданности. Но, если я скажу это преданному, он очень обрадуется, но я не говорю ему курить, я говорю, что преданность не настолько хрупкое растение, чтобы одна сигарета могла его погубить. Наша природа – это тенденция катиться вниз, поэтому мы хотим практиковать сознание Кришны совершенным образом. Мы стремимся следовать принципам. Иногда мы отступаем от них, и подчас мы что-то теряем – по сути, даже не теряем, а получаем опыт, быть может. Мы не можем сказать это во всеуслышание, потому что тогда наша сампрадая будет обеспокоена. Сам Кришна говорит:

апи чет судурачаро
бхаджате мам ананья-бхак
садхур эва са мантавах
самьяг вьявасито хи сах

Если я делаю что-то дурное, я буду оставаться в измерении сознания Кришны, но не оставлю сознания Кришны. Возможно, я не в состоянии поддерживать полную чистоту, но я не могу оставить эту линию. Это моя жизнь. Мадхавендра Пури был брахман, санньяси и знаток священных писаний. В конце концов, он разочаровался в правилах и предписаниях. Он пытался продолжать поддерживать брахманскую культуру и принципы жизни санньяси, но, в конце концов, он сказал: «Я не могу продолжать следовать этому пути, и я предлагаю дандаваты моим предкам, полубогам и другим. Они могут жить где-то, и я не стану их беспокоить, а они – меня. Я прошу у них прощения, потому что я больше не могу следовать правилам и предписаниям, необходимым для их удовлетворения, но что мне делать? Я только хочу помнить лотосовые стопы Кришны, я хочу воспевать Его имя и жить где-нибудь, проводя время таким образом. Я знаю, что есть что, так почему я должен тратить время на все остальное? Я делал все это долгие годы, а сейчас я хочу избавиться от этих обязанностей. Я знаю, что память о Кришне – подлинное богатство жизни, эликсир жизни».
Это очень высокий образ мыслей, явленный Мадхавендрой Пури и другими преданными в Рамануджа-сампрадае, такими, как Ямуначарья и Кулашекхара. В «Прапанна-дживанамритам» Гуру Махарадж дал множество шлок. Он очень любил эти шлоки. Он составил эту книгу для нас и был очень удивлен, когда услышал, что некоторые его старшие духовные братья читают по одной главе каждый день, особенно Парамананда Прабху, который был очень дорог Прабхупаде Сарасвати Тхакуру, был ему как сын.
Парамананда Прабху время от времени приходил в Матх Гуру Махараджа и счастливо беседовал с ним. Он сказал Гуру Махараджу: «Я обрел богатство жизни и нектар в вашей книге, «Прапанна-дживанамритам». Каждый день мы стараемся читать одну главу «Бхагавад-гиты», но я читаю одну главу «Прапанна-дживанамритам» ежедневно». Гуру Махарадж был очень счастлив слышать это. Он сказал: «Теперь я чувствую, что поступил правильно».
Тот, кто практикует сознание Кришны, не боится совершать ошибок, но начинающие должны быть осторожны, а иначе они не смогут прогрессировать. Вначале следует открыть ворота крепости майи, но эти попытки нужно совершать со всей силой и энергией, в противном случае, ворота останутся закрытыми. Нужно смотреть, все ли в порядке, и тогда можно идти в правильном направлении. Когда вы совершаете бхаджан, или практику, некий вкус придет в вашу жизнь. Вы не сможете назвать ни одного человека в этой наставнической линии, со времен Рупы-Санатаны, со времен Сарасвати Тхакура, со времен Махапрабху, даже одного человека, который был бы освобожденной душой. Вы знаете пример Чхоты Харидаса, он паршада преданный, существуют многие другие примеры. Кала Кришна Дас путешествовал по Южной Индии в обществе Махапрабху, и там его соблазнила женщина.
Итак, я не видел мой идеал во всей полноте. Я могу иметь некую шраддху, но полноту идеала я не видел. Поэтому иногда я могу идти в разные стороны, но день за днем во мне усиливается чувство – необходимости проснуться. Я чувствую это, и потому не могу оставить сознание Кришны. Может быть, есть другие пути, пути майи, но я не могу идти в том направлении, поскольку привязан к сознанию Кришны. Когда вы готовите блюдо из овощей, вам нужно использовать черный перец или чили, чтобы придать ему лучший вкус, но перец и чили жгут язык. Иногда падшее состояние будет возникать, чтобы жечь ваше сердце. Если вы не оставите сознание Кришны, тогда огонь разгорится. К вам придут чувства разлуки. Другое дело, если вы падаете и позже хотите восстановить утраченное положение. Если вы чувствуете, что «я упал, это не мое нормальное положение», тогда вы должны очнуться и стремиться к вашему предназначению.

 

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru