Слава Шри Гуру и Шри Гауранге

Линия Шри Рупы

Фрагмент из книги "Шри Гуру и Его Милость", Глава 14


Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа

 

Страница 1 | Страница 2 | Страница 3

"Говинда — Твой Господь. Но верно и прямо противоположное: “Ты владычица сердца Говинды, Верховного Владыки. Разве нет? Ты царица сердца Говинды. Мне велели идти со своим прошением к Тебе. Зачисли меня, пожалуйста, в Свое ведомство и прими служанкой в Своё окружение."

говинда-валлабхe радхe
прартхайe твам ахам сада
твадийам ити джанату
говиндо мам твайа саха

Это молитва из “Aрчана-паддхати”, основой которой послужила “Хари-бхакти-виласа” в редакции Гопалы Бхатты Госвами. Она проявилась через него свыше. Она содержится в шастре — вечном потоке особого рода знания. На Вайкунтхе и Голоке всё вечно. Точно так же, как солнце восходит и заходит, показывается и исчезает, мысль вечна, и иногда появляется, иногда теряется.

В этом стихе, говинда-валлабхe радхe, есть неожиданный поворот. Кришна говорит Своему преданному: “Ты хочешь сердечных взаимоотношений со Мной? Это не по Моему ведомству. Тебе надо обратиться в другое ведомство. Отправляйся в ведомство Радхики”. Тогда мысль преданного сразу же устремляется на ту сторону. Там обладают монопольным правом на все его силы. Это Её монополия. “То, что ты ищешь из глубины сердца, в Моем ведомстве не найти, — говорит Кришна. — Тебе придётся пойти в другое место и подать свое прошение там”.

И, вдохновленный таким образом преданный сразу же вручает своё прошение Радхарани: говинда-валлабхe радхe: “O Шри Радхe, Говинда — Твой владыка и Твоя опора. Он Господь Твоего сердца”. Говинда значит “Тот, Кто может даровать усладу всем нашим чувствам”. С помощью своих чувств мы можем воспринимать окружающее, а также получать знание. Говинда — это владыка, который дает совершенную усладу всем нашим чувствам. “Говинда — Твой Господь. Но верно и прямо противоположное: “Ты владычица сердца Говинды, Верховного Владыки. Разве нет? Ты царица сердца Говинды. Мне велели идти со своим прошением к Тебе. Зачисли меня, пожалуйста, в Свое ведомство и прими служанкой в Своё окружение”.

Полноводная река нектара

радхe врндаванадхишe
карунамрта-вахини
крпайа ниджа-падабджа
дасйам махйам прадийатам

“O Радхe! O царица Вриндавана! Ты подобна полноводной реке нектара милости. Окажи мне, пожалуйста, милость и даруй мне какое-нибудь скромное служение у Твоих лотосоподобных стоп. Ты — царица всего ведомства упоения (расотсавы). “Раса” означает “упоение”. Это безграничный поток божественного экстаза. Такова особенность Вриндавана: ади-раса — изначальная раса, мадхурья-раса, сладость богосупружества. Все расы ветви этой расы, её частные проявления. Если тщательно исследовать мадхурья-расу, то в ней можно найти все остальные расы. Мадхурья-раса признается наивысшей расой преданности.

Река Годавари, на берегу которой происходила беседа с Раманандой.

 

В Своей беседе с Раманандой Раем Шри Чайтанья Mахапрабху отверг преданность, оскверненную рассудком. Эхо бахйа, агe каха ара, — сказал Он, — “это всё поверхностно, иди дальше”. Mахапрабху установил, что истинное бхакти начинается со ступени чистой, несмешанной с рассудком преданности. Когда Рамананда предложил дасья-расу, Mахапрабху сказал: “Это хорошо, но иди глубже”. Тогда Рамананда упомянул сакхья-расу. “Это тоже хорошо, но иди дальше”, — сказал Mахапрабху. Тогда Рамананда обратился к ватсалья-расе, отношениям с Божеством как с собственным сыном. “Это очень хорошо”, — сказал Mахапрабху, но иди дальше”. Тогда Рамананда пришел к мадхурья-расе. “Вот, — сказал Mахапрабху, — это самое лучшее”. Этой ступени развития расы больше всего соответствует Вриндаван.

С наибольшей полнотной мадхурья-раса присутствует во Вриндаване. Поэтому сказано: радхe врндаванадхишe — “Ты царица той лилы, что явлена во Вриндаване. Там течёт нектар высочайшего типа. Ты подобна полноводной реке нектара”.

Распространение экстаза

Сама природа Кришны описывается как “воплощенный божественный экстаз”. Он вкушает Собственный божественный экстаз, присущий Ему от природы. Он сознает Свой восторг и чувствует его, но чтобы распространить этот природный восторг вовне, необходима особая сила, и она называется хладини. Сущность хладини-шакти, внутренней экстатической силы Кришны, — это Радхика, Которая черпает сокровеннейшую расу, восторг наивысшего порядка, извлекая его изнутри и распространяя вовне.

"Из этого великого истока изливается божественный экстаз...."

Поэтому сказано: карунамрта-вахини — “Из этого великого истока изливается божественный экстаз, смешанный с великодушием, и точно так же, как текущая с гор река своим течением приносит во внешний мир множество ценных минералов, сила хладини приносит расу из обители раса-сварупы, Самого Кришны, воплощенного божественного экстаза.

У предавшейся души пробуждается сердце, развиваются глубокие верность и признательность ближайшему представителю Господа. На этой ступени преданный думает: “Я получу больше блага, если буду уделять основное внимание ближайшему представителю Господа, моему гурудеву. Благодаря этому я преуспею”. Именно гурудев делает возможной нашу связь с Высшим.

Затем, с течением времени, по мере продвижения преданного, в его сознании происходит еще одна решительная перемена. Он сознает: “Да Кришна имеет для меня второстепенную важность! В первую очередь я связан с Тобой, Шри Радхe. Я хочу непосредственно служить Тебе, а не Кришне”. Так у предавшейся души пробуждается сердце, развиваются глубокие верность и признательность ближайшему представителю Господа. На этой ступени преданный думает: “Я получу больше блага, если буду уделять основное внимание ближайшему представителю Господа, моему гурудеву. Благодаря этому я преуспею”. Именно гурудев делает возможной нашу связь с Высшим. Конечно, наши намерения должны быть чисты и неподдельны, а обязанность представителя Господа — дать нам благоприятную, естественную связь с иерархией служения.

Нужно сосредоточить всё свое внимание на служении гуру. Это должно стать основной идеей. Наше первое побуждение — обратиться к Кришне. На этой ступени первое, что нужно понять, — это то, что мы беспомощны. Разумеется, все должно быть искренне. Сначала мы ощущаем собственную беспомощность, потом желаем прибежища в Кришне, воплощенной сладости, затем нас привлекает сладость какого-то определенного рода и мы обращаемся в соответствующее ведомство. Там мы молимся о совершенных, теснейших взаимоотношениях, о том, чтобы в качестве слуги занять там постоянное место. Шрила Рагхунатха дас Госвами учит, что в этом заключается наивысшее достижение для живого существа.

Дас Госвами провел шестнадцать лет в непрерывном общении со Шри Чайтаней Mахапрабху и Сварупой Дамодарой. После того, как они ушли из этого мира, Рагхунатхе дасу стало невыносимо омерзительно жить дальше и он отправился во Вриндаван, чтобы там расстаться с жизнью. Но когда он встретился там с Рупой и Санатаной, то по иному взглянул на мир, увидел перспективу новой жизни. Он понял: “Хотя Шри Чайтанья Mахапрабху и Сварупа Дамодара скрылись из моих физических глаз, они живут здесь, в Рупе и Санатане, в их делах, в их проповедническом духе. Mахапрабху здесь, ничуть не менее живой”. Ему пришлось оставить мысль о самоубийстве. И он начал с новыми силами служить во Вриндаване.

 

Дамаянти Деви Даси и Аннапурна Деви Даси

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru