Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

25 июля 2006 г.,
Шри Чайтанья Сарасват Кришнанушилана Сангха,
Калькутта, Индия



Перевод Муралишвара Прабху



Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая! Тадия авирбхав тити пара маха-махотсав ки джая! Сапаршада Шриман Махапрабху ки джая! Рупануга Гуру Варга ки джая! Харинам Санкиртан ки джая! Харидас Тхакур ки джая! Самавета Вайшнава Мандала ки джая! Гоура Премананде Хари Хари Бол!

Сегодня день ухода Шрилы Гуру Махараджа. Он ушел в 1988 г. в бхаджан-кутире в Шри Набадвип Дхаме, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Шрила Нароттам Дас Тхакур и другие возвышенные писатели-вайшнавы выразили чувства своего сердца – то, в какой степени они чувствуют разлуку со своими гуру и возвышенными вайшнавами, а также свою признательность им. Несомненно, у нас нет таких чувств. Несмотря на это, мы молимся Господу Кришне, спрашивая Его, когда же к нам придет чувство разлуки. Долгое время в материальном мире мы пытались служить лотосовым стопам Шрилы Гуру Махараджа, и в процессе служения возникали самые разные ситуации. В действительности, мы не можем понять, какова истинная слава Шрилы Гуру Махараджа, не прибегая к помощи общества духовных братьев Его Божественной Милости и других возвышенных вайшнавов.
Долгое время я жил в обществе Шрилы Гуру Махараджа, и естественно, что наши отношения были где-то подобны отношениям обычных людей в их повседневной жизни. Мы чувствуем, что Его Божественная Милость был в высшей степени милостив к нам. Тем не менее, это чувство несовершенно, потому что наш материальный ум и впечатления не обладают чистой трансцендентной природой. Иногда подлинная связь возникает, несомненно; иногда мы получаем чистое осознание славы Его Божественной Милости, слушая его возвышенных духовных братьев и вайшнавов, таких, как Шрипад Бхакти Дайита Мадхав Махарадж, Шрипад Бхакти Шаранга Госвами Махарадж, Шрипад Бхакти Прагьян Кешав Махарадж, Шрипад Нарасингха Махарадж, Шрипад Махананда Прабху, Шрипад Парамахамса Махарадж, Шрипад Мадхусудан Махарадж, Шрипад Бхагават Махарадж – столь многих духовных братьев и учеников Гуру Махараджа. И особенно Шрипад Свами Махарадж дал нам великое вдохновение. Благодаря всем этим вайшнавам, мы можем понять, кто такой Шрила Гуру Махарадж. Слушая их, иногда мы можем понять положение Шрилы Гуру Махараджа; в противном случае, наша связь с ним носит материальный характер, поскольку мы видим Гуру Махараджа материальными глазами. Но в обществе вайшнава подлинные, чистые чувства приходят к нам.
Особенно, когда Шрипад Пури Махарадж рассказал нам о славе Шрилы Гуру Махараджа и о том, как Шрила Прабхупад остановил его пение «Шри Рупа Манджари пада, сеи мора сампада…», и Пури Махарадж был счастлив, рассказывая нам об этом. Он сказал: «Шридхар Махарадж – единственный, кто был квалифицирован петь эту песню; именно ему Прабхупад Сарасвати Тхакур дал это положение. Когда это произошло, мы поняли, что Шрила Шридхар Махарадж занимает верховное положение в нашей сампрадае, в Рупануга-сампрадае». Эта песня была написана Нароттамом Тхакуром, но Нароттам Тхакур не был учеником Рупы Госвами, он был учеником Локанатха Прабху, Локанатха Госвами. Однако он чудесным и удивительным образом выразил в этой песне чувство, которое является высочайшим. А в другой песне он сказал: «Когда Локанатх Прабху возьмет меня за руку и отведет к Рупе Госвами ради служения Радхарани?». Такое чувство он выразил в своей песне. Прабхупада Сарасвати Тхакура окружало множество возышенных вайшнавов (во время его ухода из этого мира – прим. пер.), и каждому из них он велел петь ту или иную песню. Но он хотел, чтобы «Шри Рупа Манджари пада…» пел только Гуру Махарадж. В то время Гуру Махарадж отдыхал; он дежурил в комнате Прабхупада с четырех утра. После дежурства он прилег отдохнуть, но не спал. Прабхупад Сарасвати Тхакур позвал его и сказал: «Шридхар Махарадж, пой эту песню». Гуру Махарадж чувствовал нерешительность, потому что не был хорошим певцом (Шрила Гурудев смеется – прим. пер.). Вокруг было множество опытных певцов, и он колебался. Тогда Кунджа Бабу, который был главным менеджером Прабхупада Сарасвати Тхакура, сказал: «Хорошо. Пусть поет Пури Махарадж» (в то время его звали Пранавананда Брахмачари). Указание Кунджы Бабу было равноценно указанию самого Прабхупада, и Пури Махарадж начал петь, но Прабхупад остановил его. Он сказал: «Эту песню будет петь только Шридхар Махарадж». Тогда все поняли, о чем идет речь. Мы видим, что впоследствие многие братья Гуру Махараджа, которые занимали очень высокое положение в Миссии, приняли от него санньяс. Санньяс-мантрам – это высший мантрам, и они получили его от Гуру Махараджа. Даже Мадхав Махарадж (Шрила Бхакти Дайита Мадхав Махарадж, один из ведущих последователей Шрилы Сарасвати Тхакура – прим. пер.), хотя он принял саннйас от Вайканаса Махараджа, до этого он пришел к Гуру Махараджу и получил санньяс-мантрам от него. Я не знаю, говорят ли об этом его последователи, но так я слышал от самого Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж дал ему имя – Бхакти Дайита Мадхав. Вы знаете, что Тиртха Махарадж был управляющим центра в Майяпуре и главой майяпурского Матха, и он также принял санньяс от Гуру Махараджа. Шрила Свами Махарадж пришел к Гуру Махараджу и просил дать ему санньяс, но Гуру Махарадж был другом семьи Свами Махараджа и опасался, что, если он даст Свами Махараджу санньяс, его родные будут гневаться на него и возникнет неприятная ситуация. Он посоветовал Свами Махараджу покинуть семью, куда-нибудь уехать и оставаться там полгода, и по прошествии этого срока он даст ему санньяс, но Свами Махарадж сказал: «Нет. У меня нет времени. Я хочу принять санньяс немедленно». (Шрила Гурудев смеется – прим. пер.). Гуру Махарадж отвечал: «В таком случае, ты можешь обратиться к Кешаву Махараджу. Он получил санньяс-мантрам от меня». Так и произошло.


Шрила Гуру Махарадж служил миссии Прабхупада Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура очень долгое время. Когда он пришел к Шриле Сарасвати Тхакуру, тот выразил свое впечатление от его личности словами «Бхагавад-гиты»: «Когда великий человек делает что-то, обычные люди идут по его стопам, следуют его примеру. Ты пришел в линию Махапрабху, принял прибежище стоп Махапраху, и многие последуют твоему примеру». Почему он сказал это? Гуру Махарадж происходил из знаменитого брахманского рода. Во времена Сарасвати Тхакура их семья была известна по всей Индии. Повсюду их знали как очень квалифицированных брахманов-пандитов. Название «Хапания» не было известно, но все знали район, где родился Гуру Махарадж как Пурвастхали, и он пользовался репутацией оплота брахманизма и учености. Выходцы из этой семьи носили титул Бхаттачарья, и Прабхупада также знал их положение.
Гуру Махарадж был наделен выдающимися качествами; с самого детства он был знатоком санскрита. В юном возрасте он читал и составлял санскритские шлоки. Глубокие познания в санскрите были выдающейся особенностью его семьи. Позже эта культура стала приходить в упадок, хотя и в наше время по-прежнему есть знатоки санскрита. Жена Девендры Прабху, племянника Шрилы Гуру Махараджа, обладает обширными познаниями в санскрите. Возможно, сейчас она не преподает санскрит, я не знаю. Сам Девендра Прабху знает санскрит. В наши дни не так много специалистов в этой области. Как бы то ни было, во времена Гуру Махараджа эта культура процветала. Его брат составлял шлоки, сам Гуру Махарадж, еще будучи учеником восьмого класса, составлял шлоки. Гуру Махараджу всегда был присущ очень отрешенный характер. Когда он учился в школе, каждый день он ходил совершать омовение на Ганг. Неподалеку было поле, где росли лотосы, и Гуру Махарадж каждый день предлагал лотосы и воду Ганга Господу Шиве. Иногда в том месте он завтракал. Мы слышали об этом от самого Гуру Махараджа. Более того, его привлекала жизнь санньяси. Линия Махапрабху – высшая линия, но, с внешней точки зрения, когда он принял решение стать санньяси, он поклонялся Господу Шиве в том месте, где пребывало его Божество; каждый день он подносил Господу Шиве лотос и просил его благословений, после чего присоединился к Прабхупаде Сарасвати Тхакуру в Майяпуре. Еще в юности он проводил санкиртан в Хапании. В Радхадеше каждый год проходит деревенский санкиртан в течение двух месяцев, а Гуру Махарадж организовал санкиртан в Хапании. В этой деревне, напротив нашего Матха, Шри Чайтанья Сарасват Ашрама, однажды я встретил двух местных жителей, которые помнили Шрилу Гуру Махараджа. Итак, еще в юности он начал санкиртан-ягью. Ему было свойственно очень отрешенное умонастроние. Он не хотел начинать семейную жизнь. Такой была его природа.
Как бы то ни было, он присоединился к миссии Шрилы Прахупады и всегда держался в тени, но преданные, обладавшие квалификацией, знали его славу, и все относились к нему с почтением. Однако, когда он стал распространять миссию Шрилы Прабхупада Сарасвати Тхакура в Уттар Прадеше, Карачи, Бомбее, Южной Индии, его качества стали очевидны, и никто не мог противостоять ему. Он неизменно был победителем. В Южной Индии он два или три раза побеждал в диспутах с дигвиджая-пандитами. После того как он очень успешно проповедовал по всей Индии, Прабхупад Сарасвати Тхакур хотел послать его в Лондон, но Гуру Махарадж колебался. Гуру Махарадж рассказывал нам, что он указал Прабхупаде на два своих изъяна: «Мне трудно понять их произношение и…».
Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж: «Мне трудно понять их произношение, и я не склонен близко общаться с ними».
Шрила Гурудев: Да. Но ему было известно желание Прабхупада «покорить» Запад, поэтому вместо себя он предложил послать Госвами Махараджа (Апракрита Бхакти Шарангу Госвами Махараджа – прим. пер.). Сарасвати Тхакур счастливо принял его предложение и послал Госвами Махараджа проповедовать в Лондон. Но, по словам Гуру Махараджа, с другой стороны, это было очень хорошо, потому что он смог остаться в обществе Сарасвати Тхакура во время его ухода и оказать ему личное служение. И также Сарасвати Тхакур возлагал большие упования на Гуру Махараджа, желая, чтобы он возглавил сампрадаю, и передал ему эту ответственность, когда попросил его петь «Шри Рупа Манджари пада…». Но Гуру Махарадж хотел основать Миссию в Лондоне, поскольку то было желание Прабхупады Сарасвати Тхакура, и это произошло благодаря преданным ИСККОН, которые пришли к лотосовым стопам Шрилы Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж упомянул тот Матх в своей «Последней воле и завещании». Тот Матх мы потеряли, а потом вернули, и по милости Кришны ответственность за него перешла на меня. Мы пытались сделать что-то вместе с Сагаром Махараджем, и, в конце концов, добились успеха, но тот ашрам очень мал. Однако есть все необходимое. «Очень маленький» означает, по меньшей мере, триста преданных, но проблема в том, что все желающие не могут поместиться в нем. Поэтому мы хотим основать там другой центр. Кто и что будет делать и насколько стараться, я не знаю, но таково мое желание. А тот маленький ашрам, что уже есть, очень хорош: пять-шесть комнат, кухня и все остальное, сад, большой подвал и т. д. Этот ашрам находится на…
Шрипад Госвами Махарадж: Грин Стрит.
Шрила Гурудев: Да, Грин Стрит. Сейчас преданные заботятся об этом ашраме, и я также стараюсь делать то, что в моих силах. Как бы то ни было, Шрила Гуру Махарадж был очень доволен нами; то были его последние игры, когда к нему пришло множество преданных душ, и его Миссия распространилась по всему миру. Особый вклад в это внес Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, который присутствует на этом собрании. На основе лекций Шрилы Гуру Махараджа он составил семь или больше книг: «Поиск Шри Кришны» – это первая книга, затем «Шри Гуру и его милость», «Золотой вулкан божественной любви», «Любовный поиск пропавшего слуги», «Субъективная эволюция сознания», «Хранитель Преданности» и др. И все эти книги были изданы на разных языках. И сейчас это знание распространилось по всему миру. Не только книги, но сознание Кришны, посредством книг Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Гуру Махарадж был очень счастлив и одарил огромной милостью Шрипада Госвами Махараджа и других, помогавших в этом деле. Сейчас наше богатство увеличилось благодаря столь многим книгам, их почти триста. Два-три года назад их было 270. Сейчас вышли новые книги. Почти триста книг на разных языках. В нашем Матхе эти книги представлены в специальном месте в Севак Бхаване, внизу.
Наша проповедническая Миссия известна во всем мире, особенно в Америке, Лондоне, России, Сибири, Бразилии, Австралии, Сингапуре, Маврикии, Китае. Повсюду наша Миссия являет свою славу.
В России через несколько дней начнется большая проведническая программа, которая продлится до конца августа. Это вам не шутки! Сибирь, Украина… У нас есть ученики среди эскимосов! Это чудо. Очень много учеников в Бразилии. Результат последних усилий в проповеди – высший класс и низы, и те, и другие принимают сознание Кришны. Я очень счастлив сказать, что в нашем Шри Чайтанья Сарасват Матхе никогда не заходит солнце. Когда солнце восходит в Калькутте, к тому времени оно уже зашло в Соквеле.
Шрипад Госвами Махарадж: Здесь совершается мангал арати, а там – гаура арати.
Шрила Гурудев: (смеется) Да! Шрила Гуру Махарадж одарил великой милостью весь мир, каждую страну.


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru