Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Садху, гуру и шастра

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

19 апреля 2000 г.
Калькутта, Индия

 



Перевод Муралишвара Прабху


Мой долг состоит в том, чтобы поддерживать благое общение посредством священных писаний, преданных и того настроения служения преданных, которое служит для нас примером, и показывать это настроение другим. Здесь собралось множество преданных, желающих знать, как они могут прогрессировать, как они могут развиваться в своей жизни в преданности. Я счастлив, поскольку писания говорят: бхактис ту бхагават-бхакта сангена париджаете. Преданность Господу Кришне возрастает благодаря общению с преданными. В этом мире действий-следствий, что бы мы ни делали, мы вынуждены страдать, сталкиваться со следствиями. Если мы поступаем правильно, к нам приходят хорошие реакции. Они помогут нам в развитии нашей преданности Господу Кришне. Преданные всегда, двадцать четыре часа в сутки, заняты служением Господу Кришне, и их общество всегда помогает нам, поскольку мы забываем нашего Господа, а благодаря их присутствию к нам возвращается память. Благодаря их обществу, к нам приходит вдохновение служить Господу.
Когда Махапрабху захотел прийти к окончательному заключению, что же является высшей необходимостью для дживы-души, Он спросил Рамананду Рая: «Какая деятельность является наилучшей для обусловленных душ и практикующих?» Рамананда Рай ответил:

сарва-дхарман паритьяджьяа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхьо мокшаишьями ма шучах
(Бхагавад-гита, 18.66)

«Оставь все и предайся Господу Кришне, это самое лучшее».

Но Махапрабху не был удовлетворен и этим ответом, и я спросил Шрилу Гуру Махараджа: «Почему Он не был удовлетворен?» Гуру Махарадж сказал: «Потому что в этой шлоке сказано: полностью предайся Господу, и Господь возьмет на Себя всяческую заботу о тебе. Но после предания какой будет твоя деятельность?» В шлоке ничего не сказано об этом. Она говорит только о предании себя Господу Кришне. Поэтому Махапрабху сказал: «Да, это хорошо, но иди дальше и расскажи Мне, что будет большим благом».


Большее благо – это служение Господу. В этой шлоке не упоминается служение Господу, какое-либо занятие. И каково оно? Занятие – это преданное служение, и там, где начинается преданное служение, присутствует шраван, киртан, смаран и т. д. В писании «Шримад-Бхагаватам» сказано:

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям сакхьям атма-ниведанам
ити пумшарпита вишнау бхактис чен нава-лакшана
криета бхагаватий аддха тан манье дхитам уттамам
(Шримад-Бхагаватам, 7.5.23-24)

Махапрабху отдал предпочтение шраванам и киртанам и принял это как лучший совет. Когда вы слышите о славе Господа и прославляете Его, ваше сердце будет таять, и в обществе слуги Господа все ваши тенденции будут полностью заняты служением Господу. Когда вы увидите, что делает садху – садху служит, садху слушает о славе Господа и проповедует ее – вы будете вдохновлены. Махапрабху сказал, что предание Господу Кришне требуется каждому, но после того, как предание произошло, человек должен занять себя в служении Господу. Всегда необходимо некое занятие, поскольку мы суть четан (сознание), и наши воля, чувство и мышление необходимы для служения Господу Кришне. Воля, мышление и чувство будут обращены к служению Господу. Это линия исключительного служения Господу. И Махапрабху счастливо согласился, когда Рамананда Рай сказал:

гьяне праясам удапасья наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадия-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
е праясо джита джито пий аси таис три-локьям

(Шримад-Бхагаватам, 10.14.3)

Мы имеем столь обширное знание о материальном мире. Быть может, но оно бесполезно для трансцендентного служения. Если нам нужна связь с трансцендентным миром, мы должны быть преданы Господу и должны следовать наставлениям Господа. Самое важное – совершать шраван и киртан в обществе преданного. Когда шраван-киртан достигнет совершенства, служение Господу автоматически явит себя в наших сердцах. По милости Господа Кришны и преданного я получу подходящее для меня служение. Наше служение будет очень легким, поскольку все результаты нашей деятельности будут включены в счет Господа Кришны. Мы не будем нести ответственность за наши поступки. Вся ответственность и все благо пойдут к Его лотосовым стопам. Я только слуга и буду счастлив благодаря моему служению. Я не совершу ничего дурного. Я только буду следовать наставлениям моего хранителя. Это совершенный процесс, и такое совершенное служение Господу Кришне необходимо каждому.

брахманда бхрамите кона бхагьяван джива
гуру-кршна-прасаде пая бхакти-лата-биджа
(Чаитанья-чаритамрита, Мадхья, 19.151)

Удачливые души получают такое сознание. После благочестивой деятельности многих жизней, по милости Господа и Его спутников, мы получаем знание. Мы будем стараться развить служение Господу. Бхакти. Мы говорим «бхакти»… Но смысл бхакти – севая, служение. Бхаджан значит «сева», служение Господу. Шраван, киртан, смаран, вандан, арчан и т. д. Если мы хотим совершать их совершенным образом, мы нуждаемся в некоем хранителе в линии сознания Кришны, это очень важно. Хранителем может быть садху, может быть гуру, а также писание. Там, где общество садху или Гуру недоступно, нам помогут писания. Чтение святых книг очень важно. Где нет иной помощи, вы легко получите помощь от писаний, таких, как «Шримад Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-чаритамрита» и др. В том нет сомнений. Моя идея такова, что вы получите великую помощь благодаря святым книгам, таким, как «Поиск Шри Кришны», «Шри Гуру и его милость», «Золотой вулкан божественной любви», «Субъективная эволюция сознания». Шрила Гуру Махарадж дал нам книги, содержащие многочисленные вопросы и ответы. Шрила Свами Махарадж Прабхупад распространил во всем мире так много книг. Все их книги помогут нам, и мы сможем легко обрести понимание, если постараемся.
Если мы попытаемся понять «Катхопанишад», многочисленные Упанишады, 108 Упанишад, нам будет нелегко это сделать, потому что они написаны очень изощренным языком. Однажды Шрила Гуру Махарадж счастливо объяснил мне смысл одного слова оттуда. Он сказал: «Эти тексты подобны указаниям правителя: эти указания безапелляционны, окончательны». В таком духе столь многие истины объяснены в Упанишадах. Язык Упанишад очень труден для нашего понимания, поскольку мы не привыкли к нему, но, когда мы читаем книги Шрилы Гуру Махараджа, нам будет гораздо легче понять вопросы и ответы. «Бхагавад-гиту», несомненно, очень легко попытаться понять каждому, но ее изучение под руководством учителя окажет нам значительную помощь. Из книг Шрилы Гуру Махараджа мы получим ответы на столь многие вопросы. Если мои друзья постараются читать эти книги, чтение также будет для них благим общением. Тот, кто лишен позитивного общения там, где он живет, где, быть может, нет хороших преданных, садху, может прибегнуть к помощи писаний. Особенно в такой ситуации мы должны стараться читать книги наших божественных наставников, Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Прабхупады. В них содержатся многие вопросы и ответы.
Преданные, чье умонастроение было схожим, задавали вопросы Шриле Гуру Махараджу, Шриле Прабхупаде, и также много раз они спрашивали меня. Все это записано в наших книгах. Наряду с чтением наших книг, если вы будете регулярно читать «Шримад Бхагавад-гиту» и пытаться понять ее, это будет великое благо.
Садху, гуру и шастра. Садху значит «подлинный практикующий и преданный Кришны». Гуру – наш истинный хранитель. Тот, кто лишен формального общения с садху или гуру, получит общение благодаря книгам и обретет благо в своей духовной жизни.


Харе Кришна!

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru