Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Философия Шанкары

Беседа Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа.


Перевод Муралишвара Прабху

 


Преданный: Почему философия Шанкары столь привлекательна для широких масс?

Шрила Шридхар Махарадж: Это компромисс; выглядит так, будто она приводит к гармонии все категории поклоняющихся различным богам. Существует великое множество поклонников разных богов, и Шанкара приводит их к гармонии: «То, что вы делаете, хорошо; вы поклоняетесь Кали, Ганеше, Сурье, Агни, Вишну – все это благо, я принимаю все виды поклонения, но это поклонение временное и относительное. В конечном счете, ваши усилия достигнут своего завершения в достижении Брахмана.


Если вы можете принять это в качестве высшей цели, я принимаю вас всех». Благодаря этому компромиссу, мысль Шанкары широко принята атеистической частью общества; вы можете рассматривать это в таком свете. И, как я упомянул, Шанкара, на первый взгляд, принимал Веду и Упанишаду, но он трактовал их в том смысле, что все завершается в Брахмане; благодаря такой интерпретации, он как будто приводил к гармонии и принимал их всех.
Другая причина состоит в том, что он был гением, интеллектуальным гигантом, и боролся против мыслителей-буддистов, которые были откровенными атеистами; под маской теизма, он боролся против величайших представителей атеизма, буддистов. И его успех в этом деле принес ему большую популярность.

Преданный: Существует, как кажется, великое множество религий, все они стоят под знаменами теизма. Зачастую, это смущает обычных людей. Иногда Ваишнава спрашивают: «Почему существует множество разных религий? Одни поклоняются Аллаху, другие Христу; кажется, что существует так много различий». Как он должен отвечать им?

Шрила Шридхар Махарадж: Соответственно разным уровням теистического восприятия людей, существуют различные группы. Поэтому истина распространяется поэтапно.
Те, кто настроены материалистически, в целом, склонны поклоняться полубогам ради достижения многочисленных благ:

камаис таис таир хрта-гйанах
прападйанте нйа-деватах
там там нийамам астхайа
пракртйа нийатах свайа
(Бхагавад-гита 7.20)

 

«Люди, чей разум отравлен преступными желаниями эксплуатации и отречения, или иными нечистыми стремлениями, поклоняются другим божественным личностям, таким как бог Солнца и многим полубогам. Порабощенные своими инстинктами, они принимают соответствующие правила и предписания такого поклонения».

Это поклонение зовется упасана. Но Ваишнавы – нирупасана; они не следуют этому пути. Последователи упасаны поклоняются полубогам, обладающим определенными природными силами, чтобы их милостью получить желанный дар. Те, кто хотят хорошего здоровья, обращаются Сурье; ради общего удовлетворения любых похотливых желаний люди поклоняются Кали; о собственности и деньгах просят бога огня, Агни; а те, кто хотят знания, идут к Господу Шиве. Господь Шива владеет разносторонними познаниями в медицине, йоге, музыке, а также он сведущ в отречении и аскезах – совокупность всех этих многочисленных качеств пребывает в нем.


Поэтому многие обращаются к Шиве в поисках знания. А те, кто стремятся к мукти, освобождению, идут к Вишну, Нарайане. Но «Нарайана» последователей Шанкары тоже находится под воздействием майи, является частью майи. Согласно их учению, сам Шива наделен такой природой, но Шива пытается освободиться от майи, стать ее господином. Так они описывают его.
Соответственно их выбору, их внутренней потребности, люди, блуждая в различных измерениях ложного понимания, будут выбирать своего лидера: «О, он окажет мне наибольшую помощь. Моя цель – эта сторона, это направление, поэтому я должен идти к нему». Это подобно тому, как человек, желающий хорошо играть в футбол, естественно, обратится к самому квалифицированному лидеру в этой области; желающий достичь успеха в коммерции, пойдет к знатоку этой сферы, а тот, кто стремится стать ученым-исследователем, должен отправиться к научному светилу. Люди, чьи умы испытывают влияние различных материальных желаний, станут обращаться к соответствующим лидерам и вручать им себя (камаис таис таир хрта-гйанах, прападйанте нйа-деватах).
А для тех, кто хотят подлинной теистической жизни, также существуют этапы. В мусульманстве и христианстве существует теизм, они принимают Бога, единого вечного Бога, одного Владыку, но это принятие соответствует их природе в качестве общности, группы. Подобно тому, как существует природа брахманы, природа кшатрийи, природа ваишйи и т. д., согласно общей природе их наций, им были даны подобные стадии теизма. В Шримад Бхагаватам мы находим, что различные формы теизма даются, распространяются в соответствии со способностью восприятия получающего их коллективным образом, в виде группы.
В противном случае, если бы целое было дано сразу, им было бы слишком сложно понять или следовать этому. Поэтому начинающим были даны только приблизительные теистические концепции, лишенные деталей. После ряда перерождений, когда они займут более высокое положение, им будет дано теистическое знание более высокого порядка. Установив такую систему, Господь, через различные писания и святых, позаботился о каждом. Вот почему мы находим, что ведическое знание – Истина, пребывающая за пределами наших нынешних чувств – представлено в писаниях косвенным, завуалированным образом, ради наставления людей, лишенных дисциплины и разума. Следует обращаться с людьми соответственно степени их развития. К ребенку следует подходить с другими требованиями, нежели к взрослому человеку. Вопросы на детском экзамене будут иного качества, нежели на экзамене взрослых. Постепенно, человек будет возвышен до более высокого стандарта. Подобно тому, как ребенка развивают некими адаптированными для него методами, схожим образом, такого рода процесс был принят писаниями:

парокша-вада ведо йам
баланам анушасанам
карма-мокшайа кармани
видхатте хи агадам йатха
(Ш. Б. 11.3.44)

 

«Незрелые и глупые люди привязаны к приносящей плоды материалистической деятельности, хотя истинной целью жизни является освобождение от такой деятельности и обретение сознания Кришны, служения Кришне. Поэтому ведические учения скрытым образом приводят человека к пути высочайшей свободы, вначале предписывая благочестивую религиозную деятельность, подобно тому, как отец обещает ребенку сладости в обмен на то, чтобы ребенок принял лекарство».

Эта идея принята повсюду в богооткровенных писаниях: уровень образования должен соответствовать способностям учеников. В противном случае, они ничего не поймут. Везде и повсюду обучение – это постепенный процесс; наш обычный опыт также подтверждает это. Прогресс не совершается хаотично; это процесс непрерывного развития.

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru