Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Вы когда-нибудь видели Бога?

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

 



Перевод Муралишвара Прабху


Шрила Шридхар Махарадж: Один глупый человек однажды заметил: «Я не только сам видел Кришну, но показывал другим Кришну на дереве тамаринд на другом берегу Ганги, и было много очевидцев. Очень многие люди видели Кришну, я показывал Его им».
Я сказал: «Зачем ты обманываешь себя? Мне говорили, что ты юноша из брахманской семьи, и, связавшись с этими сахаджийа ваишнавами, ты деградировал до такого состояния.
Ты видишь Кришну? Кришну невозможно видеть этими глазами. Он адхокшаджа. Мы получили некоторое знание, советовались со святыми и читали некоторые шастры, Веду, Упанишаду, Бхагаватам, Гиту, мы соприкоснулись со всем этим. Поэтому не обманывай самого себя. Ты знаешь себя, кто ты на самом деле. Ты все-еще раб своих чувств. В тебе живут вожделение, гнев, многое другое. Ты чувствуешь это, и я тоже это знаю. Ты не только обманываешь глупых людей, но, что более опасно, ты обманываешь самого себя». Очень резко я сказал это, тогда он был впечатлен, и через несколько дней снял эту женскую одежду, и, побрив голову, пришел ко мне. «Теперь примите меня в ученики».
Кришна – адхокшаджа, Его невозможно видеть, и Его нисшествие случается очень, очень редко. Он нисходит из духовной сферы в ментальную сферу, и становится настолько интенсивен, что когда наши глаза открываются, они переполнены видением Его. Затем, когда Он уходит, ничего не остается.
Итак, это не настолько легко, существуют многочисленные стадии: адхау шраддха, садху сангха, бхаджана крийа, анартха нивртти, бхакти, бхава-бхакти, према-бхакти, существуют стадии, подобные математическим расчетам. Измеряя человека этим философским компьютером, мы можем проследить, насколько велик его прогресс. Обрел ли он подлинную шраддху? Он станет говорить: «О, Шива, Кришна, Кали, Шакти, все это Бог, все они равны». И такой человек будет утверждать: «Я видел Кришну»? Мы отвергаем это.
Существует стандарт измерения, критерий, определяющий, на какой стадии можно увидеть Кришну и каким будет следствие такого видения. Каким будет поведение того, кто увидел Кришну? Все это следует принимать во внимание. Мы ненавидим сахаджийа, которые считают Кришну, свайам бхагавана Кришну, находящимся на низшем уровне. Они прирожденные оскорбители. Санатан Госвами и Джива Госвами привели определенные расчеты, согласно которым, через отвержение многочисленных явлений в области нашего знания, мы можем отправиться на ту трансцендентную сторону. Это совсем не просто.

Ученик: Я спрашиваю вас, потому что я вижу качества вашего сердца и знаю, что вы так много лет отдали искреннему служению Кришне.

Шрила Шридхар Махарадж: Я скажу, что я еще не видел Кришну, но я на пути, в поиске Кришны. Я не обрел Его, не видел Его, но я нахожусь в поиске Кришны и чувствую, что иду по истинному пути. У меня есть некоторый опыт того, что, как было сказано, существует на этом пути. Самое большее, что я могу сказать, - я иду по реальному пути, ведущему к Кришне, но у меня нет дерзости утверждать, что я видел Кришну или нахожусь в лиле с Ним. Я почитаю все эти реалии, и также я не хочу получить их дешево. Я не хочу дешевого Кришну. Такого Кришну, который продается на базаре, я не хочу. Я хочу обрести даршан того Кришны, которого представлял мой Гуру Махарадж, в этом ли рождении, или через сотни рождений, это значения не имеет. Я не собираюсь никого обманывать какими-либо ложными утверждениями, но я думаю, что милостью моего Гуру Махараджа, я иду по пути. Это я могу сказать, и я чувствую это.

Ученик: Иногда в своих песнях Бхактивинод Тхакур говорит: «Я житель свананда-сукхада-кунджы», и он говорит так, словно он находится в лиле.

Шрила Шридхар Махарадж: Это его высший идеал. Он описывает свою идеальную жизнь. Он смотрит на нее издалека, с расстояния, нечто в этом роде. Он описывает чувство своего сокровенного существа: «Внезапно, явилась вспышка, я видел нечто, а затем, когда я попытался рассмотреть его, оно ушло». Нечто в этом роде.

Ученик: Пока у меня не было никаких проблесков. Я отчаянно нуждаюсь в них.

Шрила Шридхар Махарадж: Если на то будет Его милость, вы сможете обрести этот проблеск, Его милостью. Не пытайтесь купить Его дешево, вы будете обмануты. Молитесь. Будьте готовы платить все более и более высокую цену. Не принимайте любую сделку, тогда вы останетесь в проигрыше. Почему? Мы ищем Абсолют. Абсолют никогда не может быть исчерпан. Затем, мы говорим, что ищем Абсолют, но практически, мы чувствуем, что хотим быть хозяевами Абсолюта. Это невозможно. Такого рода стремление должно быть уничтожено, вырвано в зародыше. В этом поиске вы должны желать умереть, чтобы жить. «Умереть, чтобы жить», не будьте скупцами. Пытайтесь полностью отдать себя. Тогда, насколько вы будете готовы пожертвовать собой и сможете успешно это сделать, автоматически вы обнаружите, что находитесь в некоем ином измерении. Но, будучи субъектом и сделав Его объектом, вы сумеете заключить Его в тюрьму? Не думайте так. Постарайтесь стать Его пленником.

Ученик: Я пытался служить в этом настроении.

Шрила Шридхар Махарадж: Сохраняя свое положение субъекта, вы не сможете установить какую-либо связь с Ним. Ваше старое «я» должно быть растворено, и возникнет новое «я», и вы обнаружите сознание Кришны везде, и тогда иногда Кришна может быть удовлетворен дать вам прикосновение к Своему бытию, разными путями. Но не так, словно я вопрошающий и хочу сделать Кришну объектом моего вопрошания, заключить Его в тюрьму моего воображения.
Когда я еще не присоединился к Матху, я изучал юриспруденцию, и в это время началось националистическое движение. Прямо напротив зала собраний калькуттского университета один джентльмен давал политическую лекцию, и я ушел оттуда и поднялся на холм через дорогу. Там я встретил садху, спускавшегося вниз. Я спросил его на ломаном хинди: «Вы видели Бога? Вы можете показать мне Бога?» Садху ответил очень вдохновенно: «Разве вы не видите? Разве вы не видите Его? Посмотрите на все это, на атмосферу, деревья, воду, пейзаж. Взгляните на все, что есть вокруг. Разве вы не способны почувствовать Его? Разве вы не можете видеть Его?» Он сказал это столь вдохновенно, что в это мгновение такое сознание пришло ко мне. За всем, что есть в бытии, стоит духовное существование. Столь впечатляюще он сказал: «Разве вы не видите Его? Посмотрите на небо, на деревья, Он там, Он повсюду. Разве вы не способны Его увидеть? Только Он повсюду».


Благодаря нашей непрерывной вовлеченности в этот процесс, мы придем к такому уровню: «Кришна, Кришна, Кришна, о, Кришна». Говорите о Кришне, затем слушайте о Кришне, призывайте имя Кришны, принимайте Его прасадам, собирайте средства для Него. Таким образом, постепенно мы вступим в интенсивное переживание Его сияния, Его блеска, и со временем, соответственно нашей способности придет представление. Всегда помните, что Безграничное – только часть Его:

атхава бахунаитена ким гйатена таварджуна
виштабхйахам идам кртснам экамшена стхито джагат

Бхагавад-гита 10.42

«Арджуна, что еще Мне сказать тебе? Кто Я? Все, что ты можешь представить – только Моя незначительная часть. Ты собираешь вопрошать об этом, не о чем-то дешевом. Если так, что ты будешь делать?» Махапрабху сказал: «Я ищу Его, но Я не обрел и малой толики этой божественной любви, на према гандхо сти дарапи ме харау. А иначе, как бы Я мог продолжать жить без Его общества, Его милости».

йугайитам нимешена чакшуша правйасайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

Шикшаштакам 7

Йугайитам нимешена, одно мгновение кажется Мне многими световыми годами; чакшуша правйасйитам, обильные слезы текут из Моих глаз, шунйаитам джагат сарвам, весь мир кажется Мне пустыней, говинда-вирахена ме, ибо Я еще не обрел общество Моего возлюбленного Господа Кришны.

Ученик: Иногда я думаю, что я отдал так много, и все, чего я хочу, - маленькую каплю, просто прикосновение, чтобы возросло мое вдохновение делать больше. Я хочу не наслаждаться Кришной, но какой-то взаимности: «Да, Я здесь».

Шрила Шридхар Махарадж: Это ничто. Мы едим, гуляем, купаемся, наряжаемся – мы ищем разнообразного комфорта, и чего же мы требуем? Попытайтесь оценивать все в понятиях безграничного. Никакое ограниченное явление, сколь бы великим оно ни было, не может приблизиться к безграничному. Сама природа безграничного иного типа. Мы рассматриваем все как Его неудовлетворение. «Я ничего не сделал». Когда вы будете идти по этому пути, вы будете думать: «Я не в силах сделать что-либо, чтобы приблизиться к Кришне». Это единица измерения по отношению к безграничному. «Я делаю это, я делаю то, я делаю так много, я плачу такую большую цену» - это противоположное отношение. Те, кто действительно идут по пути Кришны, они чувствуют: «Я не могу ничего сделать для Него». Все отношение будет изменено. Такую идею дал нам наш Гуру Махарадж, такова природа реального поиска.
Однажды два Брахмачари, после десяти лет служения пришли к Шриле Прабхупаде (Сарасвати Тхакуру), чтобы задать некие вопросы, и не решались сделать это. Тогда Прабхупада сам спросил их: «Кажется, что вы хотите сказать мне что-то, но не говорите». «Да, мы пришли сказать что-то Вашему Святейшеству, но мы не осмеливаемся». «Нет, нет, говорите». «Десять лет назад мы пришли сюда и совершали служение, на которое нам указывали, но до сих пор мы ничего не почувствовали в отношении Кришны, никакого прогресса». Прабхупада спросил: «То, что вы говорите сейчас, это правда? Вы искренни в этом утверждении?» Они ответили: «Да, то, что мы говорим, это правда». Он сказал им: «Тогда все в порядке. Продолжайте служить, не бойтесь». Такой была его идея. Что это значит?
Вы ничего не обрели. Вы ищете что-то, но вы не получили ничего конкретного. Это чувство – хороший признак. Если бы вы сказали, что обрели великое знание, обрели так много, тогда это эгоистический прогресс, представление, что вы можете чувствовать, можете знать, можете побеждать. Вы способны понять это? Только негативная жажда Кришны служит мерилом этого прогресса. «У меня ничего нет, я не испытываю никакого вкуса, я близок к сумасшествию, я все еще не обрел и следа Кришны». Путь таков, вираха-випраламбха. На днях я говорил, «рискуешь всем, не получаешь ничего», этот путь таков. Нет риска, нет достижения, но весь риск, никакого достижения – природа пути такова. Ты рискуешь всем, но ты ничего не получишь, потому что наше понимание выигрыша и потери удерживает нас на негативной стороне. Мы не знаем, как мерить.
Готовьте себя. Не будьте удовлетворены чем-либо, думая: «Это Кришна». Это не Кришна. Нети нети нети! Нети, устраните все ложное, и в глубине вы сумеете найти нечто реальное. «Оно есть. Оно есть в писании. Оно в Гуру и Ваишнаве, но у меня ничего нет. Это всегда их собственность, не моя. Оно не будет моей собственностью, это собственность моего Гурудева». Таким будет восприятие этого. Собственность моего Гурудева, собственность Нанды, Йашоды, они могут взаимодействовать с Ним любым образом, но я – посторонний наблюдатель. Его слуги будут просить меня: «Делай это, делай то для Его служения». Это положение лучше для меня. Не приближаться как можно ближе, но держаться на почтительном расстоянии. Я непригоден. Я непригоден. Мы должны принять такое направление – «я непригоден». Непригодность должна быть самым первым предметом анализа, нашим первым открытием, непригодность.
С какой стати я буду победителем и увижу Его? Нам нужно шаранагати, самоуничижение. Я должен уничтожить нынешнего себя, растворить мое эго, тогда Он придет. Растворить эго нелегко. Когда эго полностью растворено, тогда другое эго возникнет благодаря служению. Когда мы отвергли нынешнее эго и пришли к самой сердцевине концепции души, тогда мы обнаруживаем себя в чудесной атмосфере, и через служение мы постепенно войдем в нее.
У нас есть пример этого западного саннйаси. Нам сказали, что он безумно танцевал, показывая, что вдохновлен Кришна-расой. Я никогда не видел, чтобы наш Гуру Махарадж танцевал и пел, он только сдержанно говорил о Кришне. Если вдруг, несмотря на контроль ума, слезы начинали течь из его глаз, он сию же секунду вытирал их. Он делал все возможное, чтобы не проявлять какие-либо чувства, а если какие-то чувства, сантименты, возникали, крайне опасаясь этого, он старался скрыть их.
Такой была его природа, не показывать это. Тогда как этот Рам Дас Бабаджи и другие, что они думают и что делают, демонстрируя безумный танец, слезы и дрожь? Все эти шоу привлекали к ним обычных людей, и Прабхупаде пришлось объяснить, что эти вещи не являются реальным признаком преданности. Коти мукта мадхйе дурлабха эка кршна бхакта. Среди миллионов освобожденных душ крайне редко можно найти одного Кришна-бхакту. Попытайтесь оказаться в близости безграничного. Мы должны пересечь безграничное и растворить эго. Гегель сказал: «Умри». Сначала научиться умереть, и умереть не ради того или этого, но ради концепции Кришны, приходящей от Гурудева, «Умереть, чтобы жить».

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru