Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Преданность, Покорность, Служение – все достигается через шраддху

Из неформальной беседы Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа.


(Опубликовано в журнале Шри Гаудия Даршан в 1994 г.)



 


Для сознания Кришны очень важно качество полной преданности. Оно чрезвычайно необходимо. Частичной преданности недостаточно. Кришна требует полной преданности и не согласен на меньшее. Он автократ. Автократические требования категоричны. Кришну не удовлетворит частичное служение. Он поглощает все полностью. У Него требования автократа, но Он есть абсолютное благо, Он прекрасен, Он есть гармония и Он есть любовь – но таковы Его требования.
Самоотдача это проявление шраддхи, веры. Без самоотдачи интеллектуализм не имеет ценности, и общение с садху не имеет ценности, если нет шраддхи. Многие живые существа, даже жуки и комары физически бывают в обществе садху, но здесь необходимо общение через преданность. Шраддха важнее всего. Шраддха это такое настроение, когда получаешь все, отдавая все Кришне. Мы достигнем всего необходимого – полной реализации. Путь к этому лежит через шраддху – преданность, и севу – служение. Именно поэтому наш Гуру Махарадж придавал столько значения служению. Нам не позволялось даже читать Шримад Бхагаватам и шесть книг Госвами, все свое время мы посвящали служению.


Природа служения приведет вас к реальности. Ни знание Писаний, ни близкое общение с садху не имеет никакого значения, если все это не делается с покорностью и самопреданием. Физическое общение не имеет значения, общение должно осуществляться через шраддху и служение. Если мне велит садху или Гуру: «Читай эту книгу», тогда это служение, но если я читаю книгу чтобы расширить свои знания, то это может быть джняна, но не служение. По настоящему развиваться мы можем только через севонмукхе хи джихвадау, иначе все будет лишь имитацией. В нас должен присутствовать дух служения, иначе все будет имитацией и мы не придем в соприкосновение с реальностью. Это очень важный момент в учении Гаудия Матха, наших Ачарьев, наших Гурудевов, а также Махапрабху и Рупы Госвами. Покорность, служение и преданность это ключ к бесконечному – Ваикунтхе. Без знания и особой энергии можно достичь реализации. Необязательно обладать энергией, чтобы сдвинуть гору. Точно также если «проглотить» все священные писания в мире, это не даст ничего хорошего.

ПОЧЕМУ НЕ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?

Хороший пример приведен в Махабхарате. Кришна предсказал, что когда раджасуя яджня Махараджа Юдхиштхиры будет завершена, сам собой зазвонит колокол. Так все узнают об окончании жертвоприношения. Обряд завершился и все было окончено, но колокол не зазвонил. Бхима спросил Кришну: «Ты сказал, что колокол зазвонит сам по себе. Все уже закончено, почему же он не звонит?»
Кришна ответил: «Осталось сделать еще одну вещь».
«Что?»
«Ваишнава-сева, служение Ваишнавам».
Бхима удивился: «Что такое Ты говоришь? Столько муни и риши, Нарада Вьясадева, и даже Ты Сам, все удовлетворены, все сыты и довольны, и все же Ты говоришь, что Ваишнава-сева не выполнена?»
«Да»
«И где же тот Ваишнава?»
Кришна сказал: «Идите на окраину города и там вы найдете одного Ваишнаву из низшей касты. Он никуда не ходит, и он удовлетворяется лишь Именем Господа и преданной жизнью, совершенно не интересуясь миром».

ЧТО ЭТО?

Услышав это, пандавы отправились в колеснице, чтобы встретить того человека. Они нашли его, обычного бедняка из низшей касты, и подошли к нему. Он был очень удивлен: «Что это? Столько важных людей пришли в мою хижину. Что случилось?» Он был в панике.
Они обратились к нему с молитвенно сложенными ладонями: «Мы пришли, чтобы просить тебя принять немного пищи на месте жертвоприношения». Что делать? Он не мог ослушаться их. Драупади приготовила несколько вкусных блюд. Она думала: «Ваишнава-сева не выполнена. Столько риши, муни, и даже Господь Кришна удовлетворены, но Ваишнава-сева не выполнена!» И она прилагала все старания, готовя самые разные блюда, чтобы накормить того человека, но колокол все равно не зазвонил.
Бхима сказал: «В чем дело? Этот человек поел, но колокол все равно не звонит?»

ЕСТЬ СОМНЕНИЯ?

Кришна сказал: «Это значит, что вы допустили оскорбление Ваишнава-севы, поэтому колокол и не звонит. Есть ли у вас сомнения или предубеждения против этого человека?»
Пандавы спросили друг друга, думал ли кто-нибудь из них что-то дурное о том человеке. В конце концов Драупади призналась: «Я думала, что это человек низкого рождения и хотя я приготовила много блюд, прилагая все старания и внимание, он смешал все блюда вместе и съел в таком виде. Он не знает как есть эти блюда, потому что он рожден в низшей касте – так я подумала».

НАКОРМИТЬ СНОВА

Кришна объяснил: «Вы проявили неуважение к Ваишнаву, поэтому колокол не зазвонил. Вы должны накормить его снова и снова, и для вас нет другого пути».
Тогда Пандавы вернулись и снова привели того человека. В этот раз они служили ему с большим почтением, и пока он принимал прасад, колокол звонил с каждым его глотком.
Такой нам дан пример. Те кто относится к нишкинчана, не нуждаются ни в чем – ни в имени, ни в славе, ни в чем подобном. Они естественно удовлетворены всем, что приходит к ним, и они полностью преданы Господу. Такая преданность встречается повсюду без наносного внешнего величия. Нет нужды в мирском величии, нужно лишь богатство сердца, не нужно ни знания, ни образования, ни славы или высокого рождения, не нужно власти и великолепия. Сознание Кришны так полно, достаточно и абсолютно, что даже его частица содержит все. Все величие, все образование, и все остальное содержится в нем, такова его природа. Служение, самопредание, шаранагати, покорность – вот необходимые вещи, а не героизм и ученость.


апи чет судурачаро,
бхаджате мам ананья бхак
садхур ева са мантавйах,
самйаг вйавасито хи сах

(Шримад Бхагавад-гита 9.30)


«Если человек даже самого дурного поведения отказывается от личной выгоды — будь то удовольствия или освобождение — и живет ради того, чтобы служить Мне, его нужно почитать как святого, поскольку он пребывает в мире чистого сознания».
Для удовлетворения ничего не нужно. Оно может прийти само по себе. Оно самодостаточно. Сознание Кришны самодостаточно. Ему не нужно никаких атрибутов чтобы утвердиться, оно утверждает себя само. С ним не нужно ничего желать - ни славы ни величия.

СОЧУВСТВИЕ

В Курмакшетре к югу от Пури, жил брахман-Ваишнав по имени Васудева Випра. Он был прокаженный. Но какой? Он обладал таким состраданием, что когда из отверстий в его теле выпадали черви, он поднимал их и снова вкладывал в свои раны, чтобы они не умерли. Однажды он осознал: «Господь будет неподалеку, и я смогу получить Его даршан». Махапрабху был в том районе, но когда туда прибыл Васудева, Махапрабху уже ушел. Васудева очень расстроился, упал на пол и заплакал: «Какая неудача! Я не смог получить Его даршан, даже на мгновение не мог я увидеть Господа, и Он уже ушел. Я не достоин встречи с Ним».

ПРИТЯНУТЫЙ ОБРАТНО

Махапрабху прошел почти милю и внезапно почувствовал, что что-то тянет Его назад. Он побежал обратно, нашел того прокаженного и обнял его. Язвы на теле прокаженного исчезли и он стал очень красивым. Такова была преданность Васудевы Випры.
Преданные чувствуют себя беднейшими из бедных, нижайшими из низких. – атма доинйа. Тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна: они чувствуют себя ниже травинки. Шрила Бхактивинод Тхакур писал, что критерий подлинности Вайшнава основывается на его смирении, его естественном, истинном смирении. Показное смирение не имеет ценности. Имитация нигде не ценится. Истинное смирение может прийти только через ощущение связи с автократическим Господом и Повелителем. Только тогда можно почувствовать смирение: повелитель – автократ, а слуга не имеет положения. Это осознается как реализация, а не как «математическая» истина. В отношениях с автократом слуга не имеет положения и если он примет это от всего сердца тогда он будет самым покорным. Слуга диктатора, не имеет никакого положения и никакого эго и поэтому он обладает истинным смирением и это его богатство. И что это за богатство? Оно таково, что может поработить диктатора. Таково служение. Истинный слуга находится в подобном отношении к хозяину и наоборот, хозяин также зависит от слуги. Когда есть истинное смирение, хозяина естественно влечет к искреннему слуге.

НИЖАЙШИЙ БОГАЧЕ ВСЕХ

Господь – автократ, диктатор, но Он не бессердечен. Поэтому тот преданный, который богаче других выглядит ниже. Самый неприглядный и нищий, богаче всех. Это сознание Кришны. Служение важнее всего. Мы должны найти способ развить в себе это врожденное служение, так, чтобы наше тело состояло только из этого и ничего другого. Как это возможно? Шраддха поможет нам понять. Если мы искренне хотим этого, то мы почувствуем: «Да, это высшее, мы хотим этого». Необходимы искреннее стремление, вера и скупость на все это - лаулйам арта мулйам екалам. Если вы хотите этого, вы это получите. Таков этот план. Здесь все происходит естественно, но мы не хотим этого, поэтому мы преступники. Искреннее желание от всего сердца это единственное что необходимо – больше ничего не нужно. Без этого наша преданность притворная, показная. Но если есть настоящее внутреннее стремление, тогда это полная, истинная преданность. Желайте всем своим существом, и тогда вы достигнете всего. Лаулйам арта мулйам екалам – но это желание должно быть непоколебимо. Оно должно быть искренним – лаулйам. Если вы хотите, вы получите. Это очень просто и честно: «Если вы хотите, вы получите. Никто не будет жаловаться на вас. Но если вы не хотите, вы ничего не получите». Лаулйам арта мулйам екалам. Единственная цена – по-настоящему желать. Не пренебрегайте этим. Вы должны понимать ценность этого, желать этого и тогда вы достигнете всего.


Шраддха это истинная заинтересованность. Это ключевой момент, и это высшая цель, и только это сможет удовлетворить нашу внутреннюю жажду. Самая потаенная жажда может быть утолена только этим. Отдав ваше незначительное я, вы сможете достичь бесконечности. Так что же от нас требуется? Искреннее стремление. Как развить его? Общением с садху и с помощью писаний мы можем попытаться усилить это внутреннее чувство. Это внутреннее требование может быть удовлетворено только сознанием Кришны. Это утолит вашу внутреннюю жажду. Это доказательство фразы «сарва-дхарман паритйаджйа мам екам шаранам враджа» (Бхагавад-гита 18.66). «Забудь о религиозном долге и любых представлениях о нравственности. Доверься Мне». Это очень высокая теория. «Я – все для тебя. Сарва-дхарман – все представления о религиозном долге и нравственности должны быть забыты. И- мам екам, только Я – единственное, что должно тебя интересовать. Таково отношение между Мной и тобой по природе и положению. Постарайся понять это и следовать этому и ты увидишь, что все неблагоприятное, греховное и реакционное исчезнет для тебя – ахам твам сарва-папебхйо. Мокшайшйами ма шучах – ты не будешь сожалеть ни о чем. Ты достигнешь полного удовлетворения». Это самая прямая и ясная гарантия из всех, когда-либо высказанных. «Оставь все представления о долге и приди ко Мне, и тебе не придется сожалеть о потерях». Это прямой ясный и понятный зов, и он находится в конце Шримад Бхагавад-гиты, где описано почти все виды религиозного долга.
Махапрабху сказал:


Йаре декха, таре каха «Кришна» - упадеша амара аджняйа гуру хана тара еи деша (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 7.128)


«Если вы хотите сделать что-то благое для мира, говорите о Кришне. Старайтесь распространить знание о Нем – о Том кто превосходит все альтернативы. Старайтесь распространять это главное, абсолютное знание, чтобы помочь людям и окружающему миру. Старайтесь распространять это учение о сарва дхарман паритйаджйа, мам екам шаранаих враджа, всем кого вы встретите. Если вы хотите сделать добро другим, дайте им это высшее учение. Займитесь этим и вы утвердитесь в своей позиции, а также это принесет пользу многим другим. Не может быть занятия более святого чем это».
Особенно в этот век Кали, мы должны заниматься Кришна-киртаном: говорить о Кришне, распространять знание о Нем. Все вокруг жестокосердечны или бессердечны, так придите и подарите всем им сердце. Распространяйте самое сердце сердца, истинное сладчайшее сердце. Это самое святое занятие, Чем же еще нам заниматься.

ПОЙМИ МОЙ ПРИКАЗ

Махапрабху сказал: йаре декха, таре каха «кришна»-упадеша – «Пойми что Я велю тебе делать это, и поэтому эгоистическое загрязнение сознания от того, что ты стал Гуру и распространяешь сознание Кришны, не коснется тебя. Не забывая о том, что это Мое веление, продолжай распространять сознание Кришны. Для тебя нет другого предмета, чтобы говорить о нем. Кого бы ты не встретил, говори с ним только о Кришне, о сердце их сердец».
Ключ ко всему в духе смирения, служения и преданности – севонмукхе хи джихвадау.

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru