Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Пленить Безграничное

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

 

 



Перевод Муралишвара Прабху


 

Рагхупати Упадхйайа был ученым и преданным. Он пришел увидеться с Махапрабху, и Махапрабху спросил его: «Пандит, в чем смысл твоей жизни; что позволяет тебе совершать твой жизненный путь?» Тот отвечал: «Я несколько разочарован. Я изучил множество писаний, но не нашел в них удовлетворения. Мое главное открытие в этой области таково: те, кто боятся мирской жизни рождения и смерти, с ее неуверенностью и неопределенностью, в поисках спасения ищут прибежища священных писаний.

Те, кто испытывают великий страх перед жизнью в этом мире и явлениями этого мира (бхава бхитах), стремятся обрести некое утешение в писаниях, пытаясь выяснить, дают ли они какое-то решение, указывают ли некий путь, ведущий за пределы этого мира. Существуют самые разные писания, шрути, смрти и Махабхарата, включая Бхагавад-гиту, но, в общем, те, кто обращаются к ним, ищут в них избавления, напуганные своими нынешними жизненными обстоятельствами. Но меня это не заботит. Мне безразличны шастры (писания), потому что я нашел признаки моего реального интереса в одном месте. Где? Ахам иха нандам ванде йасйалинде парам брахма. Я вижу, что это неведомое и непостижимое явление ползает по двору Нанды Махараджа, владельца коров!

Во дворе владельца коров ползает Парам Брахма! Это нечто чарующее, самое дивное чудо! Мое сердце отдано этому: шрутим апаре смртим итаре бхаратам анйе бхаджанту бхава-бхитах».

Здесь содержится намек на то, что это и есть результат следования всем этим писаниям. И Махапрабху признал эту истину. В Шримад Бхагаватам рассказывается, как Парикшит Махарадж стал слушать о Кришна-лиле и спросил Шукадеву Госвами: «Какие усилия совершали Нанда и Йашода, что обрели нечто, оставшееся недоступным для великого множества йоги, рши, ученых и тапасви, которые столь тяжело и мучительно пытались найти истину о душе?»

 

 

«Мы прилагали всяческие усилия, чтобы обрести некую очень отдаленную связь с этим явлением, а затем, были отброшены назад». Претерпевая всевозможные испытания и лишения (тапасйе тапана), они возвышают свое сознание, а затем, прикоснувшись, а быть может, не прикоснувшись к границе этого явления, падают вниз. Это характеристика высочайшей концепции истины, и это нечто, пребывающее за пределами материи, мы видим, сосет грудь Йашоды. Что это? Тапо дисаштанам хари. Этот парам брахма пришел в обличии ребенка. Это очень, очень удивительно. Как это возможно? Парикшит Махарадж задал этот вопрос Шукадеве, великому рассказчику Шримад Бхагаватам. Он спросил: «лакшинам кара брахма?» Какова природа такого «садху», каковы усилия или стремление, благодаря которым Истина как Личность может подойти так близко к нашему уровню, оказаться в наших объятиях? Это невозможно.

Какой процесс ведет к такому достижению истины? Шримад Бхагаватам дает ответ: гйане прайасам удапасйа наманта эва. Главный принцип совершенства – это отвержение ненужных попыток обсуждения эмпирической философской истины, вручение себя достигшим реализации преданным и слушание от них о Господе. Махапрабху пришел в этой линии мысли. Но, на вышеупомянутом пути, все поклонение имеет негативный характер – такая великая степень самоотречения, такой огромный риск, «максимум риска, никакого достижения».

Путь Махапрабху предназначен только для тех, кто лишен зависти, нирматсаранам сатам. Подтверждением, доказательством этого служит тот факт, что личности, идущие этим путем, скажут: «То нечто, что мы ищем, в поисках чего мы пришли, обладает совершенно независимой природой, и это наша награда! Мы все находим в Нем прибежище, но каково наше положение? Что можем мы сделать? Будем ли мы думать, что «мы видели»? Кришна говорит Нараде Муни, нахам тиштхами ваикунтхе йогинам хрдайешу ва йатра гайанти мад бхакта татра тиштхами нарада: «Меня нет в духовных усилиях трансценденталистов различных категорий».

Концепция Ваикунтхи – это поиск Безграничного, где преданный получает представление о Владыке-Личности, о том, что Безграничное контролируется Владыкой, и, как ни удивительно, в отношении этой личностной концепции Первопричины, Кришна говорит: «Меня там нет». А йоги пытаются познать всепроникающую и руководящую всем энергию, познать через проникновение в глубины сознания, через анализ, аналитический поиск того, кто контролирует все изнутри, и как проследить его присутствие. Таков путь познания йогов, но Кришна говорит, йогинам хрдайешу ва, «Меня нет там». Затем, Он говорит: йатра гайанти мад бхакта татра тиштхами нарада. «Но, Нарада, Меня можно встретить там, где Мои преданные поют Мою славу». Это особенный процесс.

Здесь Господь дает некую надежду: «Не пытаясь пленить, удержать Меня, они черпают наслаждение с большого расстояния, прославляя Мое величие. Они способны испытывать наслаждение оттого, что получили некую путеводную нить от некоего посредника, и они удовлетворены этим; со стороны они хотят наслаждаться Моим существованием, Моим присутствием. Они не желают ни переживать опыт личностной концепции всемогущего аспекта реальности, ни проникать в глубины науки этого опыта, подобно йоги. Но только издалека, какой бы малый след Меня ни имели преданные, с этим богатством они поют и танцуют, и Я пребываю там».

«Они обретают бескорыстное удовлетворение, прославляя Меня». Это высочайшая степень бескорыстия, которую можно найти только там, в пении преданных, но ни в поиске с примесью любопытства о самом фундаментальном существе, которое контролирует все изнутри, ни в постижение Творца-Личности, который все создает и всем правит. Таков принцип киртана. Гаура Хари Бол! Гаура Хари Бол!

 


 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru