Первый день. Страница 6: Шестая остановка, Шри Чайтанья Матх.

Это один из первых матхов, основанных Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Этот матх - главный из 64 Шри Гаудия Матхов.
Группа парикрамы прошла к Шри Чайтанья Матху, где остановилась возле Самадхи Мандира Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада.

Лекция в Самадхи Мандире.

После лекции преданные предложили поклоны Божествам Шри Шри Гуру Гауранга Гандхарвика Гиридхариджиу (справа).

Лекция Шрипада Б.С. Госвами Махараджа в Самадхи Мандире Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады:

В одной из шлок Шрилы Гуру Махараджа говорится:

гуру-дам грантха-дам гаура-дхама-дам нама-дам муда
бхакти-дам бхури-дам ванде бхактивинодакам сада

 

Богатство Шрилы Бхактивинода Тхакура неизмеримо. Он дал нам все. Он проявил Набадвип Дхам, и сейчас мы совершаем парикраму Набадвип Дхама. Он дал нам Святое Имя Кришны, и мы воспеваем его. Он дал нам жажду служения лотосным стопам Шримати Радхарани. Но прежде всего, он дал нам Гуру: Гуру-дам.

Один из даров Шрилы Бхактивинода Тхакура - это то, что Шрилу Сарасвати Тхакура привлекло сокровище, заключенное в нежном сердце Шрилы Бхактивинода Тхакура и именно оно привело его к нам, в этот мир.

Иногда нам говорят, что Шрила Бхактивинод Тхакур молился Махапрабху, чтобы Тот послал ему одного из Своих спутников - это действительно так. И поэтому Шрила Сарасвати Тхакур пришел в этот мир, Шрила Гуру Махарадж говорил, что главной причиной было то, что его привлекло сокровище, заключенное в нежном сердце Шрилы Бхактивинода Тхакура. И только по Божественной милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура об этом сокровище теперь знаем и мы.

Он жил именно в этих местах, когда у него появились первые последователи. И именно здесь на почве Майапур Дхамы возрос Гаудия Матх. Шрипад Сакхи Прабху рассказывал Шриле Гуру Махараджу, что когда они впервые увидели Шрилу Сарасвати Тхакура в нем было столько энергии и энтузиазма, что проповедуя свою Кришна концепцию он иногда стучал кулаком по столу и его лицо краснело от возбуждения. Шрипад Сакхи Прабху говорил: "Мы могли тогда понять только то, что он как бы пытался силой заставить нас вкусить от некой нектарной субстанции. Мы не могли полностью осознать то, что он хотел нам дать, но понимали, что есть некий нектар, и он силой пытается заставить нас его отведать".

Шрила Гуру Махарадж говорил, что хотя они и читали множество раз в Писаниях о "лотосном лике", но только когда они увидели прекрасное божественное лотосное лицо Шрилы Сарасвати Тхакура то и дело вспыхивающее огнем энтузиазма - они видели то красный лепесток, то белый лепесток - и думали: "Так вот что означает лотосное лицо! Сейчас мы видим его своими глазами".

Шрила Гуру Махарадж рассказывал, что Шрила Сарасвати Тхакур был счастлив говорить Хари-катху не переставая, как поется в песне:

крипайа хари-киртана-мурти-дхарам

 

Он - воплощенный Киртан. Хари-катха, Кришна-катха — единственный голод который он ощущает - это нехватка Кришна-катхи. Он - воплощение крипайа Хари Киртана мурти, он не мог не говорить о Кришне. Однажды Шрила Сарасвати Тхакур встречался с адвокатом по какому-то юридическому вопросу и начал говорить Кришна-катху. И адвокат сказал ему: "Вы что, пытаетесь обратить меня в вашу веру? Мы же собирались обсуждать юридические вопросы!"

Шрила Сарасвати Тхакур ответил: "Да, если вы внимательно послушаете меня в течение пяти минут, вы будете полностью обращены, хотя на деле это не будет обращением в полном смысле слова, потому что вы просто обнаружите великое сокровище заложенное в вас с рождения. Поэтому никакого обращения не требуется".

Об этом же говорится в шлоке Прабодханандана Тхакура:

данте нидхая тринакам падайор нипатйа
критва ча каку-шатам етад ахам бравими
хе садхавах сакалам ева вихайа дурад
чайтанья-чандра-чаране курутанурагам

 

"О господин, вы знаете так много, вы столь возвышены, вы великий ученый, у вас столько опыта. А я, я беру соломинку в зубы и подхожу к вам и прошу лишь об одной маленькой милости. Я уверен, что вы пожалуете мне ее. И что за милости я прошу? Я прошу - забудьте обо всем, что вы знаете - вот о чем я прошу - забудьте обо всем и обратитесь к лотосным стопам Махапрабху".

Таково настроение Шрилы Сарасвати Тхакура. И в этом духе, по словам Шрилы Гуру Махараджа был организован Гаудия Матх. Когда был основан главный храм Гаудия Матха на Багх Базаре, в тот же день Божества из арендованного помещения перенесли туда, чтобы Они могли вступить во владение Своей новой собственностью, и Шрила Сарасвати Тхакур сочинил песню со следующими словами:

матала хариджана киртана-ранге
пуджала рага-патха гаурава-бханге

 

Путь Рага Марга, линия Шри Рупы Госвами - это то, что мы всегда будем чтить превыше всего. Что мы будем делать? Здесь в этом мире мы заняты очень многим, чтобы служить и распространять эту концепцию. И в связи с этим некоторые подвергают сомнению аутентичность и легитимность линии Шри Рупы Госвами.

Мы знаем, что когда Шрила Сарасвати Тхакур со своими учениками пришел во Вриндаван, их даже не пускали в храмы, потому что видели в них врагов, им казалось что их концепции неортодоксальны - например то, что он восстановил орден триданди санньяс и его шафранные одежды. И тогда они цитировали Шри Чайтанья Чаритамриту, где говорится: "Это не рекомендуется Вайшнавам, даже Шрила Санатан Госвами Прабху говорил, что шафранное одеяние не подходит Вайшнавам. Что вы на это скажете?"

Шрила Гуру Махарадж отвечал на это: "Так же как генерал, глядя на поле сражения, определяет наиболее подходящую стратегию для своих солдат - Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада оценил поле сражения Кришна концепции против ложной концепции майи, и ввел эти одежды".

Шрила Гуру Махарадж привел такой пример: когда Австро-Венгрия победила в войне французские войска - французы назначили нового генерала: Наполеона. Когда он применил свои методы, все изменилось, и он победил. Король Австро-Венгрии позвал своего генерала и спросил:

"Объясни, почему сейчас мы проигрываем войну?"

Тот сказал: "Причиной тому новый генерал вражеской армии, который не умеет правильно воевать".

Король сказал: "Вот, значит, почему мы проигрываем! Потому что он не умеет воевать по правилам?"

Об этом шла речь в обоих случаях. Их методы неортодоксальны. Они не знают правил. Гуру Гаудия Матха словно гриб. У него нет настоящей линии преемственности - но сегодня все мы здесь - с востока, запада, севера и юга. Мы приехали со всех концов света - и это результат его методов. Это удивляло даже Шрилу Гуру Махараджа, как он сам признавался.

Однажды в Бомбее Шрила Сарасвати Тхакур сказал: "Я думаю, что если что-то удерживает людей с Запада от того, чтобы прийти в Матх послушать Хари-катху, и главной причиной является диета, то мы можем организовать для них невегетарианское питание из ближайшего ресторана".

Шрила Гуру Махарадж, который был Брахман Бхаттачарья высокого класса, был глубоко шокирован, услышав это, и сказал: "Я полагаю, что результатом будет нечистота нашего Ашрама и всех нас".

Он говорил, что слова Сарасвати Тхакура поразили его словно удар молнии, когда тот повернулся к нему и сказал: "А ты не знал? Я принял это решение десять тысяч лет назад. Если мы хоти привлечь западный мир, нам придется использовать Ваикунтха-вритти". А Ваикунтха-вритти означает отсутствие ограничений, на пути этого потока не может быть никаких ограничений.

Даже на Поромотале, по которой мы сегодня проходили, на открытом собрании, где проповедовал Шрила Сарасвати Тхакур, один человек запустил в него Писанием. Мы знаем, что перед тем как идти оттуда ему пришлось тайно поменяться одеждой с Шрилой Кешавой Махараджем, его учеником, чтобы на него не напали.

Тогда же они схватили другого ученика Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрилу Госвами Махараджа и сказали: "Мы принесем тебя в жертву на Поромотале!" Так они были разъярены. Но когда они узнали о его происхождении, что он был вамша (кровный родственник) Нитьянанды Прабху, они его отпустили.

Позже, тот человек, который бросил ту книгу, осознал, увидев как распространяется во всем мире сознание Кришны - совсем как сейчас, когда люди съезжаются со всего мира, воспевая "Джая Шачинандана!" и славят Кришна концепцию Махапрабху, - он понял, что: "Шрила Сарасвати Тхакур был прав. Он - Сиддха Махатма самого высокого порядка и я совершил большое оскорбление". И чтобы искупить это оскорбление, он решил: "Если я пойду в Шри Чайтанья Сарасват Матх и приму прасад от Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, этим я поправлю свое положение."

По милости Шрилы Гуру Махараджа мы имеем некоторое представление о славе Шрилы Сарасвати Тхакура.

Когда мы подарили ему первое издание Поиска Шри Кришны, Прекрасной Реальности, тоже была Гаура Пурнима, и Шрила Гуру Махарадж отметил это и сказал: "50 лет назад вышла книга профессора Санньяла Шри Кришна Чайтанья. И вот через 50 лет вы дарите мне эту книгу."

Когда мы читали Шриле Гуру Махараджу некоторые отрывки, мы открыли страницу с фотографией Шрилы Сарасвати Тхакура и прочли подпись: "Он объявил тотальную войну майе, иллюзии, включая все другие религиозные концепции."

Тогда я был не вполне уверен, правильным ли был выбор этой фразы для описания его. Я посмотрел на Шрилу Гуру Махараджа, и он просиял и радостно сказал: "Если бы ты ничего больше не сказал о моем Гуру Махарадже, то даже и только эти слова полностью представили его".

Он был счастлив услышать эти слова. Он сказал как-то, что настроение Шрилы Сарасвати Тхакура можно сравнить с настроением Мохаммеда Али. Мохаммед Али говорил: "Я самый лучший" и он бросал вызов любому. А Шрила Сарасвати Тхакур говорил: "Наша гуру-варга (преемственность Гуру) - величайшая: Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Гаура Кишор дас Бабаджи Махарадж..." И как на ринге, словно борец он бросал всем вызов: "Попробуйте одолеть меня". Такое настроение было свойственно ему с раннего детства.

Однажды Шрила Бхактивинод Тхакур имел с ним отцовский разговор, потому что он дрался с другими студентами из-за Кришна концепции. Шрила Бхактивинод Тхакур сказал тогда: "Сын, меня волнует, как ты будешь вести себя, когда станешь старше".

И Шрила Сарасвати Тхакур, по словам Шрилы Гуру Махараджа ответил так: "Не переживай за меня. Все будет хорошо. У меня не будет проблем".

Только что мы побывали в Йогапитхе, Майапур. Шрила Бхактивинод Тхакур хотел предложить служение Шриле Сарасвати Тхакуру, и он сомневался, должен ли он был принять его. Шрила Бхактивинод Тхакур заметил его колебания и, шутя, сказал: "Так ты хочешь стать майавадином? Служение Кришне обременяет тебя?" И Шрила Сарасвати Тхакур, читая в сердце Шрилы Бхактивинода Тхакура, принял это служение.

Он начал проповедовать, обращая одного за другим каждого, кто встречался с ним, пока через десять лет он не смог сказать: "У меня есть 500 человек, обученных говорить все, что говорю я. Они очень хорошо знают эту концепцию, и они очень верные последователи. Под их руководством развивается много Матхов, и учение распространяется по всему миру".

Но в последние свои дни он сожалел: "Мы не привезли учение в Америку!" Шрила Госвами Махарадж поехал в Англию, но Шрила Сарасвати Тхакур сказал: "Мы не проповедуем в Америке, а это необходимо".

Шрила Гуру Махарадж говорил, что Шрила Сарасвати Тхакур очень настаивал на этом, настолько, что однажды преданные увидели пахаря, читавшего книгу на английском и они сказали: "Зачем ты учишь английский, ты же не проповедник?"

А он ответил: "Прабхупада сказал, что мы будем проповедовать на Западе, и может быть однажды я буду пахать в Америке".

Так что в него верили даже пахари. Шрила Сарасвати Тхакур не позволял своим ученикам забывать об этом. Когда-то Шрила Гуру Махарадж хотел удалиться в уединение и заняться нирджан бхаджаном (уединенными медитациями), но, как он сказал: "Я знал, что Шрила Сарасвати Тхакур не одобрил бы этого, и поэтому я выбрал средний путь, создал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Я не хотел агрессивно вовлекать людей, я проповедовал для небольших групп".

Когда благая удача привела нас к Шриле Гуру Махараджу в те времена, он говорил: "Во мне скопилось столько богатства из сокровищницы Шрилы Сарасвати Тхакура, вы пришли в мои последние дни, чтобы забрать его".

Я приведу один пример. Нельзя не признать, что Шрила Свами Махарадж Прабхупада исполнил желание Шрилы Сарасвати Тхакура. Как сказал Шрила Гурудев: "Иногда мы думали, что Шрила Бхактивинод Тхакур говорил: "Они придут со всего мира и присоединятся к санкиртану Махапрабху" - в переносном смысле. Но затем, с помощью Шрилы Свами Махараджа, это стало реальностью. Как говорил Шрила Гуру Махарадж: "Гаура-Нитаи начали это, Шрила Свами Махарадж принес это в Америку". Шрила Гуру Махарадж всегда относился к нему с глубоким уважением.

Во времена Шрилы Сарасвати Тхакура, после публикации той книги, Шри Кришна Чайтанья, когда Шрила Госвами Махарадж приезжал из Англии, Шрила Сарасвати Тхакур втыкал флажки на карте, которая висела у него на стене в те места, где проходили его лекции. Он говорил: "Хари-катха здесь, здесь..., Вестминстерское Аббатство, встреча с королевой...." Как на военной карте, он отмечал места, где проявилась Кришна-концепция.

Шрила Гуру Махарадж рассказывал нам, что один из учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, Кундалал Прабху, был редактором газеты, а во время войны, был шпионом. Когда Шрила Сарасвати Тхакур давал ему посвящение в Харинам, он привел военный пример. Он сказал: "Кришна концепция должна высадиться в твоем сердце, как войска десантируются с кораблей на берег. Они создают базу на побережье и начинают постепенно занимать вражескую территорию, распространяя развитый теизм - Кришна концепцию".

По словам Шрилы Гуру Махараджа, Шрила Сарасвати Тхакур планировал это в следующие 10 лет своей жизни. Он собирался поехать на Запад. Те, кто был там до него должны были заложить основания, и теперь он собирался ехать туда сам и возглавить проповедь на Западе. Но он оставил этот мир, как говорят, преждевременно.

Однако, как говорил Шрила Гуру Махарадж, это случилось при помощи Шрилы Свами Махараджа. Его даром своему Гурудеву были эти десять лет, потому что Шрила Свами Махарадж наводнил Западный мир движением сознания Кришны именно за десятилетний период. По словам Гуру Махараджа: "Те десять лет, которые были нужны нашему Гуру Махараджу, подарил ему Шрила Свами Махарадж". Таково значение шлоки:

вьявасайатмика буддхир
екеха куру-нандана
баху-сакха хй ананташ ча
буддхайо 'вьявасайинам

 

Он отринул все желания, кроме желания Шрилы Сарасвати Тхакура, и стал проводником Божественного потока.

В заключение я расскажу историю, чтобы продемонстрировать его милость и революционность его концепции. Он встретил Шрилу Сарасвати Тхакура на Враджа Мандал Парикраме в Коши. И кто-то объявил: "Вы можете пойти с санньяси, чтобы увидеть Шешайи Вишну, или послушать вечернюю лекцию Прабхупады".

Многие отправились к Шешайи Вишну, но Шрила Свами Махарадж сказал: "Я думаю, если я пойду к Шешайи Вишну, что я увижу?"

Шрила Гуру Махарадж сказал: "Упражнение для глаз". - И оба рассмеялись.

Шрила Свами Махарадж сказал: "И я остался слушать Прабхупаду".

Шрила Гуру Махарадж сказал: "Я тоже остался."

Тогда Шрила Свами Махарадж сказал: "Некоторые вещи, о которых он говорил, я понял, некоторые не понял, но продолжал слушать, а он заметил и сказал: "Он не уходит, он слушает с полным вниманием".

Шрила Гуру Махарадж - и это дает представление о его невероятной способности брать от Шрилы Сарасвати Тхакура все до последней капли - однажды сказал: "Я стремился больше собирать, чем распространять". Он говорил о стремлении собирать духовную субстанцию, " Я старался взять как можно больше от моего Гуру Махараджа, и мне это удавалось". И он говорил, что он помнит не только, что он остался тогда на лекции, но и о чем была лекция! Он сказал, что в тот вечер Шрила Прабхупада дал революционную концепцию Говардхана, о которой никто раньше не слышал, ссылаясь на шлоку Шри Рупы Госвами:

но дикшам на ча сат-крийам на ча пурашчарйам манаг икшате
мантро 'йам расана-сприг ева пхалати шри-кришна-наматмаках

 

Если Кришна Нама желает распространить Себя, это ни в малой степени не зависит ни от дикшам (инициации), ни от сат-крийам (благочестивые деяния), ни от пурашчарьям (ритуальные практики), ни от других подобных вещей. Если есть воля Кришны распространить Себя, это произойдет.

Например, пастухи Вриндавана, окружавшие Кришну, были вайшьями. Когда они хотели увеличить количество коров, им не нужно было думать о кастовой системе. У них была продуктивная сила, и они просто производили нужное количество коров. Поэтому если Он хочет распространить Кришна концепцию, он не будет смотреть кто брахман, кшатрий, вайшья, а кто шудра — этот его Ваикунтха-вритти. Просто по Божественной воле Кришны распространить Себя в форме Своего Святого Имени, это произойдет. Поэтому Шрила Гуру Махарадж говорит:

кришна-нама-сидху-дхама-дханья-дана-сагарам

 

Дана-сангар это то, что Махапрабху распространяет Божественное вместилище нектара и Имя Кришны. Такова была миссия Шрилы Сарасвати Тхакура. Он санкционирует это и приводит в движение.

Я как-то раз спросил Шрилу Гуру Махараджа: "Вы когда нибудь видели, чтобы Шрила Сарасвати Тхакур пел или танцевал во время киртана?"

И Шрила Гуру Махарадж ответил: "Прабхупада? Непостижимо".

Тот кто является крипайа Хари-киртана-мурти-дхарам, когда все его преданные поют и танцуют, не проявляет ничего, невозможно увидеть ни одного движения. Но Шрила Гуру Махарадж говорит: "Каждое слово в его устах было киртаном, и всякое движение его Божественной формы было танцем."

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джайа!

 
 
Наверх
Следующая страница