Слава Шри Гуру и Шри Гауранге

Шри Нандотсав


и

Святое Явление Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа


Лекция

Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа

в Лондоне в 2004 году

Фотографии с фестиваля Шри Нандотсав в Дам Дам Парке, Калькутта, 17 августа 2006

Фото: Нитья Гопал Прабху
Страница: Дамаянти Деви Даси
Редакция: Шрипад Б.П. Тиртха Махарадж

Шрила Гурудев, Его Божественная Милость, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж благословил преданных, собравшихся на утреннем арати, когда пришел, чтобы предложить поклоны Божествам Шри Шри Гуру Гауранга Радха Мадана-моханджиу в день праздника Шри Нандотсав и явления Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа

Программа продолжалась все утро. Звучали бхаджаны. Шрипад Нишкинчан Махарадж читал Писания и вел обсуждения.

 

В неформальной беседе в этот святой день в Лондоне 8 сентября 2004 года, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказал о значении этого дня:

Шри Кришначандра явился этой ночью и Васудев принес младенца Кришну в дом Нанды Махараджа. В его доме были близнецы - мальчик и девочка - и Кришна - сын Васудева вошел в тело сына Нанды Махараджа - тоже Кришны. В Писаниях говорится, что среди всех явленных аватар только некоторые являются Сваям Бхагаван. И чтобы понять, кто есть кто, Кришна говорит:

йада йада хи дхармасья, гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасья тадатманам сриджамй ахам
(Шримад Бхагавад-гита, 4.7)

"О Бхарата, когда попирается вера, когда растет неверие, Я Сам являюсь в мир".

Этот Кришна - Васудев Кришна. Об этом говорит Ведавьяса. А Нандатмаджа, кто такой Нандатмаджа Кришна? Он - Вриндаванам паритйаджйа, са квавчин наива гаччхати. Убивать демонов, содержать веру в чистоте и т.д., это дело Васудев Кришны, Аватары. А Свайам Бхагаван Кришна желает играть с Браджа-гопи, и Радхарани и Браджа-баси. Этот Кришна явился из Голока Вриндавана со Своей обителью, Своими спутниками и параферналиями. Васудев Кришна объединился с Ним и около 14 лет пребывал в Браджа Дхаме. Потом Васудев Кришна вышел оттуда, а Свайам Бхагаван Кришна остался во Вриндаване. Рупа Госвами писал:

вриндаванам паритйаджйа
са квачин наива гаччхати
(Шри Лагху-Бхагаватамрита, 1.5.461)

Он никогда не покинет Вриндаван Дхам. Таково свойство Аватари Кришны.

Итак, когда рано утром в доме Нанды Махараджа, Мать Яшода увидела прекрасного мальчика, она очень обрадовалась и сказала Рохини Деви и другим: "Войдите и посмотрите, кто появился прошлой ночью в моем доме". Нандас тв атмаджа утпанне. В Шримад-Бхагаватам для сегодняшнего дня дана такая шлока:

нандас тв атмаджа утпанне
джатахладо маха-манах
(Шримад-Бхагаватам, 10.5.1)

"Нанда Махарадж был очень благороден, и когда Шри Кришна появился в его доме, в качестве его сына, он был вне себя от радости".

'Маха-манах' означает велик и добр. Нанда Махарадж, услышав, что у него родился мальчик пришел со своей свитой в дом Махарани Яшомати и все Браджа-гопи, тоже узнали, что у Нанды Махараджа родился сын.

'Нанданандан': Махапрабху тоже очень любил это слово "Нанданандан". Гунарадж Кхан, преданный Махапрабху, сочинил книгу, Шри Кришна-виджай. В ней есть такая шлока, на бенгали: Нанданандан, Кришна - мора прана-натха. Цель моей жизни - Нанданандан, родившийся в доме Нанды Махараджа, тот Кришна - моя жизнь и смысл моей жизни. И Махапрабху сказал: "Услышав это, я принадлежу их семье".

"Нанданандан, Кришна - мора прана-натха"
еи вакье викаину танра вамшера хата
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 15.100)

"Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Кришна, сын Нанды Махараджа, моя жизнь и моя душа" за эти слова я отдан в руки потомков Гунараджа Кхана".

 

Преданные работают на кухне ожидая сотни гостей, которые приедут в течение дня....

Шрила Гурудев продолжал:

Когда Нанда Махарадж увидел своего прекрасного сына, перед которым меркла любая красота, сияющего в его доме, он был очень рад. Все важные представители Браджа Дхамы пришли увидеть сына Нанды Махараджа. И все гоалы принесли дадхи, дудха, дугдха, кшира, чхана, сандеш, и т.п. Принесли много всего, особенно рабри в дом Нанды Махараджа. Потом они танцевали, неся все эти продукты на плечах. Такая процессия называется бак, когда что-то несут на обоих плечах.

нандер мандире гоала аила дхаийа
хате нари кадхе бхар начхе тхиа тхиа
(Шри Гаура Прасада Чаритабали)

Они танцевали с этими продуктами: дадхи, дудха, дугдха, кшира, чхана, сандеш, и т.п. И если что-то падает, на пол - то танцевали прямо по нему, и все превращалось в грязь - полы ведь земляные!

Радхеш везде где есть Кришна. Люди Радхеша - в основном гоалы - играют целыми днями своим оружием - посохами. Они почитают Кришну своими продуктами. Такова их природа - они очень счастливы.

шива наче брахма наче ара наче индра
гокуле гоала наче паийа говинда

Шива, Брахма, Индра и другие, все полубоги, пришли, чтобы увидеть Кришну в человеческом облике, скрывая свою собственную форму. Многие пришли. Они увидели Его, предложили свои поклоны и прославили Кришну. Затем они почтили прасад Кришны и ушли. Целый день продолжался праздник в доме Нанды Махараджа. Многие брахманы также приходили издалека и поклонялись Кришне, они благословляли его. Целый день продолжался фестиваль в Гокуле, Нанда-махотсав.

Сегодня - тот самый день. После того как явился Кришна, его празднуют повсюду. Мы тоже сегодня празднуем в Набадвипе и во всех отделениях Шри Чайтанья Сарасват Матха. И не только мы, вместе с нами празднуют все, кто связан с Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, весь Гаудия Матх устраивает сегодня фестиваль. Тысячи людей приходят сегодня в наш Матх.


Начинается арати.

 

Сегодня мы отмечаем еще один праздник - день явления Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами Махараджа. Он первый Гуру в западном мире. Он привез сюда сознание Кришны из Индии и распространил его повсюду. Счастливые души празднуют сегодня, и мы празднуем день явления Прабхупады А.Ч. Бхактиведанты Свами. В Шримад Бхагавад-гите Бхагаван говорит:

джанма карма ча ме дивйам евам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма, наити мам ети со'арджуна
(Шримад Бхагавад-гита, 4.9)

"О Арджуна, кто узнает правду о Моих Играх - рождения и жизни, не будет перерождаться, оставив тело, он достигнет Меня. (Моя милость будет открыта ему как Моя трансцендентная сила, хладини-шакти. Его сердце растает от божественной любви, и он достигнет вечного преданного служения Мне)".

"Мое рождение, Мой уход, Мои деяния; все это трансцендентно". Таков характер Бхагавана, и Его преданных тоже. И в их случае, также есть некая причина, стоящая за их явлением. Это значит, что Кришна желает дать Себя всему миру - с помощью Свами Махараджа Прабхупады.

Позже все были очень вдохновлены духом его проповеди. Шрила Прабхупада указал нам путь, стиль нашей проповеди и ее линию. Благодаря ему у нас сегодня есть миссия здесь в Лондоне. Шрила Сарасвати Тхакур хотел послать Шрилу Гуру Махараджа в Лондон. Тогда этого не случилось. Но когда Шрила Свами Махарадж Прабхупада написал Гуру Махараджу: "Я хочу увидеться с тобой, это будет моя первая встреча после проповеди на западе", Шрила Гуру Махарадж был очень рад и сказал мне "Организуй все возможное, чтобы встретить его с почестями". И я все организовал.

Каждое утро на завтрак он ел пури, бегун бхаджа, сабджи. У нас не принято сидеть за одним столом с Гуру, но мы раздаем прасад. Однажды Прабхупада подозвал меня, чтобы я подал ему прасад, и я подошел к нему. Он сказал: "Ты тоже сядь здесь". Я ответил: «Нет, что вы, Махарадж". Я чувствовал себя недостаточно высоким, чтобы сидеть рядом с ним. И Прабхупада сказал в шутку: "У тебя должно быть высокая каста, поэтому ты не принимаешь прасад с нами?" Что мне оставалось делать? Я сел рядом с ним. Очень серьезное обвинение: "блюдешь свою касту, поэтому отделяешься от нас". Так он часто шутил.


 

В то время его не считали шактйавеша аватарой, но позже, когда он пронес Харинам Санкиртан по всему миру, Шрила Гуру Махарадж заметил, что без Кришны никто не в силах сделать подобное; это задача для шактйавеша аватары. "Мы счастливы, мы рады, мы горды"; так Шрила Гуру Махарадж прославлял Шрилу Свами Махараджа Прабхупаду.

Он был очень добр и внимателен к каждому, и особенно ко мне. Когда он видел, как я совершаю служение, он сразу начинал меня поддерживать, ты сможешь сделать это", и т.п. В то время он вел жизнь грихастха, но всегда стремился проповедовать сознание Кришны. Он хотел чтобы все собрались под знаменами Шри Чайтаньядева, и воспевали Харе Кришна; таково было его желание. И он доказал, что способен претворить его в жизнь. Во всем мире - я все еще не могу в это поверить - во всем мире распространилась Махамантра. Как это возможно? В дороге то и дело слышишь, как люди говорят: "Это люди из Харе Кришна". Их легко узнают. Я слышал, как это говорили люди в Германии, когда встретили группу преданных ИСККОН. Это значит, что слова Харе Кришна все знают очень хорошо. Вы знаете это лучше меня, я не так много общаюсь с людьми. Но в любой стране люди знают о сознании Кришны, которое пришло через Шрилу Свами Махараджа Прабхупаду.

Он считал моего Гуру Махараджа своим шикша-гуру - и это правда, потому что я видел это. Когда он переводил Шримад Бхагавад-гиту, каждый день он приходил к Гуру Махараджу советоваться, и с его советами он продолжал перевод. Когда Гуру Махараджа вернулся в Набадвип, я остался в Калькутте, потому что изучал Санскрит с пандитом. Тогда Гуру Махарадж сказал мне: "Каждый день заходи к Свами Махараджу и читай Шримад Бхагавад-гиту. Он переводит ее, и ты сможешь изучить ее с ним". А Свами Махараджу он сказал: "Присмотри за этим мальчиком". Так я остался жить в Калькутте по милости, Шрилы Свами Махараджа.


Сабджи, кичри, пушпанна, сладкий рис....

Он проповедовал, но думал, что если он будет в белых одеждах, люди не будут достаточно уважать его. Поэтому он взял с собой нас; мы носили шафранные одежды, я и другие, и мы отправились проповедовать из дома в дом. И туда также приглашали Свами Махараджа. Я читал санскритские шлоки из Шримад Бхагавад-гиты, а он объяснял их всем собравшимся. Он объясняет, я читаю, и он объясняет мне. На таких собраниях он уступал мне место Ачарьи. У него не было эго. Он сам играл на мриданге, а я играл на караталах и пел. Так я жил в ашраме.

Каждый день я ходил к нему домой. Иногда я приходил, когда он еще завтракал, и он, увидев меня, давал мне немного лучи. Лучи с гхи. Он ел чистое гхи. Когда я ел далда, растительное гхи, он ругал меня. Иногда мне приходилось его есть, в Экадаши или в другие дни, а он ругал меня: "Зачем ты ешь далда? Ты должен есть гхи!" Он всегда ел гхи - очень его любил. Я видел как он жил в Майапуре, с Пишимой. Она готовила Прабхупаде пакоры, и паратхи. Он очень любил пакоры. Сегодня мы можем включить пакоры в прасад в память о Шриле Прабхупаде. И лучи.

Его семейная жизнь была не очень счастливой, потому что проповедью он не мог зарабатывать много денег. Но, в конце концов, его сестра, Бхавана Диди, "Пишима", сказала Прабхупаде: "Ты не должен жить так. Ты должен принять санньяс и проповедовать". И Прабхупада ответил: "А кто будет заботиться о семье? Я стараюсь это делать". Пишима сказала: "Если ты уйдешь, мы будем заботиться о них". И Прабхупада пришел к Шриле Гуру Махараджу, чтобы принять санньяс. Гуру Махарадж сказал: "Подожди 6 месяцев, твоя семья хорошо знает меня и если я сделаю это сейчас, то они будут приходить и беспокоить меня". "Нет, я не могу ждать". Гуру Махарадж сказал: "Тогда иди к Кешаву Махараджу, я дал санньяс ему, а он даст тебе". И имя "Бхактиведанта" дал ему Гуру Махарадж. Потом Кешав Махарадж дал ему санньяс. У Кешава Махараджа не было связи с его семьей, но очень тесная связь с Шрилой Гуру Махараджем и с нами, брахмачари.

 


Преданные и гости почитают прасад.

Потом он жил в храме Радха-Дамодар во Вриндаване, а после этого случилось все то, что хорошо известно западным преданным. Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал ему: "Ты хорошо знаешь английский язык, ты можешь проповедовать в англоязычных странах; это будет очень хорошо". И он принял это благословение: "Я получил благословение от Прабхупады, поэтому я думаю, что смогу это сделать".

На самом деле не все давалось ему легко. В Америке ему пришлось очень тяжело. Там он готовил для своего друга, добывал пропитание. Он готовил для того человека и два-три роти он оставлял себе. И не только это, у него были очень широкие взгляды, главным была проповедь сознания Кришны. Он говорил: "Свою пищу я храню в том же холодильнике, где лежит и его пища". Для других это невероятно, но не для нас. Шрила Гуру Махарадж и его приближенные, все кто принадлежал к его кругу, были очень рады слышать это. Его пища была в одном холодильнике с пищей млеччхов.

Надпись на знаке:
'ДЕРЕВО ХАРЕ КРИШНА Томпкинс Сквер Парк'

И, наконец, Кришна внял ему, и не только внял, а начал через него проповедовать сознание Кришны. Он сидел под деревом - я видел то дерево в Нью-Йорке - с мридангой и караталами, а местные хиппи приходили и танцевали. А Прабхупада говорил: "Танцуйте, танцуйте! Пойте Харе Кришна и танцуйте!". Весь его энтузиазм передавался тем хиппи и постепенно они приходили к сознанию Кришны. Он снял гараж. Его я тоже видел.

Так сознание Кришны начало распространяться в мире. И я был очень рад успеху его проповеди, особенно когда услышал, что он проповедует в Америке. Прабхупада Сарасвавти Тхакур начал проповедовать в Англии. Госвами Махарадж, и до него Бон Махарадж и Бхакти Прадип Тиртха Махарадж, тоже пытались проповедовать в Англии, но без результата. Никто не хотел принять сознание Кришны. Но когда Прабхупада Свами Махарадж начал проповедь в Америке, чистосердечных американцев привлекла его простота и его мантра - Харе Кришна Махамантра. Они очень удачливы - и оттуда сознание Кришны очень быстро распространилось во всем мире.


Зал для прасада не вместил всех гостей и прасад пришлось раздавать в несколько приемов.

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru