Некоторые последователи Шри Чайтанья Сарасват Матха задали вопросы о датах санньяса-лилы Шримана Махапрабху и последующего эпизода, когда Махапрабху прервал пост в доме Адвайты Ачарьи, и Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж обратился к первоисточникам в поисках ответа.
Заключение таково, что не существует письменных источников, содержащих «истинную» дату санньясы. Но мы следуем традиции, установленной Шрилой Гуру Махараджем, и на протяжении трех дней совершаем аскезы. Ни в нашей панджике (вайшнавском календаре), ни где либо еще нет упоминаний этой даты; соответственно, мы не проводим фестиваль, приуроченный непосредственно к тому дню, когда Махапрабху прервал пост в доме Адвайты Ачарьи.
В священных писаниях присутствуют вариации в описании тех событий (в «Шри Чайтанья Бхагавате» и «Шри Чайтанья-чаритамрите»). Однако, в целом, наше понимание таково, что Нимай покинул дом в период брахма-мухурты в день Санкранти1. Весь день Он шел и в конце концов достиг Катвы. Он провел там ночь, воспевая Святое Имя и танцуя в обществе преданных. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» не упомянута дата, но на следующий день начался месяц Магх, поэтому считается, что Нимай принял санньясу в этот день (соответствующий 15 января нынешнего, 2003 года). По этой причине Шрила Гуру Махарадж полагал, что Махапрабху не принимал прасадам в течение следующих трех дней.
Шрипад Тиртха Махарадж попросил совета у Шрипада Дамодара Махараджа и других. Дамодар Махарадж, в свою очередь, задал эти вопросы Шриле Говинде Махараджу, поскольку последний выразил желание провести фестиваль в нашем храме в Каикхали. Однако Шрила Говинда Махарадж не указал конкретные сроки проведения фестиваля. Он просто заметил, что в свое время Шрила Гуру Махарадж установил традицию, отражающую чувство печали, которую испытывали преданные Навадвипа в разлуке с Махапрабху: в рамках этой традиции, в течение трех дней преданные Матха отказываются от завтрака, а их обед и ужин состоит лишь из одного блюда. Он (Шрила Шридхар Махарадж) не ввел в обиход традицию проведения фестиваля в честь того дня, в который Махапрабху прервал пост в доме Адвайты Ачарьи.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что по прошествии трех дней [после принятия Им санньясы] Махапрабху пришел в Шантипур, и Шачи Мата приготовила пищу. В «Шри Чайтанья Бхагавате» говорится, что Он провел ночь в Катве, а затем отправился в путь. Таким образом, не ясно, как определять точную дату принятия Им санньясы. Кроме того, в «Чайтанья Бхагавате» фигурирует такое выражение, как «двадаш упавас», подразумевающее, что спустя двенадцать дней Господь принял прасадам — опять же, без указания конкретных дат. Этот пост Господа, длившийся двенадцать дней, Шрила Сарасвати Тхакур упоминает в своем комментарии.
Мы благодарим Шрипада Тиртху Махараджа за помощь в поиске ответа на этот вопрос, а также выражаем признательность Шрипаду Бхакти Судхиру Госвами Махараджу, который проверил этот ответ.
Переводчик: Муралишвар Дас
|
Строго говоря, речь идет о Макара-санкранти. Санкранти — санскритское слово, которым в индийской астрологии обозначают переход Солнца из одного знака зодиака в другой. Однако Макара-санкранти, или переход Солнца в знак Макара (название знака Козерога на санскрите), считается особо благоприятным и священным. Индийская астрология использует сидерический (звездный), то есть неподвижный Зодиак, принимая за начало отсчета определенную звезду эклиптики. Тогда как западная астрология использует тропический, то есть подвижный Зодиак, принимая за начало отсчета точку весеннего равноденствия. Это отличие дает значительную разницу приблизительно в 23 градуса. Поэтому, хотя западная астрология считает, что Солнце входит в знак Козерога 22 декабря, согласно индийской астрологии это происходит на 21 день позднее, 14 января.
|