Навадвип, Западная Бенгалия, Индия — четверг, 14 апреля


Самоанализ

Просыпаешься, принимаешь душ, наносишь тилаку, воспеваешь гаятри, произносишь джапу. Смываешь. Повторяешь. Всем нам знакома эта процедура. Пробыв некоторое время в сознании Кришны, привыкаешь выполнять ежедневные действия по расписанию. Но не это лежит в плоскости сознания Кришны: ежедневное выполнение нашей садханы (практик преданности) не дает нам полного представления о Кришне. А если наша садхана не меняет наше сознание, то это не более, чем ритуал.

Сознание Кришны — это не ритуал! Интроспекция или самоанализ — это важнейшая часть садханы искреннего преданного. Если я не буду анализировать себя на ежедневной основе — мою садхану, мои действия, мои отношения с окружающими, — то как я узнаю о том, продвигаюсь ли я куда-нибудь или просто выполняю ежедневно набор неких движений?

А ведь можно вести дневник (и блог!), ибо это помогает собрать в конце дня мысли, проанализировать сделанное за день и поставить самому себе оценку. Очень часто по вечерам, перед тем как отправиться спать, я спрашиваю себя: «Был ли я смиренным? Был ли я толерантным? Оказывал ли я окружающим должное уважение?»

Конечно, часто на эти вопросы я отвечаю: «Нет». Но, тем не менее, продолжаю спрашивать себя об этом в конце дня, ибо это очень полезно для меня — если мне не удастся выявить мои недостатки, то и бороться с ними не получится. Как могу я раскаиваться и стараться избавиться от недостатков, если я о них даже не знаю?

Но будет ли воспевание маха-мантры на моих четках достаточным?

Какие изменения вызовет во мне воспеванием Святого Имени? Самоанализ поможет выявить это. Шрила Гуру Махарадж говорит так: «Мы должны идти вперед с открытыми глазами».

Нет. Я должен проводить воспевание, не нанося при этом обид в чей-либо адрес. Шрила Гуру Махарадж учит нас: «Имя вызовет изменения внутри системы мышления. Мы должны быть открытыми и направляться туда, куда укажет нам Имя, безо всяких предрассудков. Если мы будем сопротивляться этим изменениям и оставаться собой, то это будет преступлением против Имени: ибо сначала мы приглашаем Его, а потом игнорируем».

Наше внутреннее видение — интроспекция — поможет выявить прогресс, происходящий внутри нас.

Если я читаю Бхагавад-гиту, но не применяю полученные знания в ежедневной жизни, то какова ценность такого чтения? Получается, что я читаю книгу только для того, чтобы развлечь себя на несколько часов. Но если я готов серьезно заниматься изучением Бхагавад-гиты, искренне стараться отыскать истину, то содержащаяся в ней информация полностью поменяет мое сознание. Посредством интроспекции я буду применять полученные знания в ежедневной жизни и постепенно буду смотреть на мир глазами писания.

Я часто перечитывал одну строку из Бхагавад-гиты: «Те, кто искренен в своих духовных практиках (на хи калйана-крит кашчид), никогда не будут обмануты (дургатим тата гаччхати)» — до тех пор, пока не понял сокрытого в ней смысла: «Если я буду неискренен, то я буду обманут!»

Как узнать, что ты искренен?

Свою искренность я оцениваю на основании степени своей преданности идеалу сознания Кришны: самоанализ поможет отыскать мои истинные мотивы. В своем произведении «Домашний уют» Шрила Гуру Махарадж говорит так: «Душа видит сама себя, может на себе фокусироваться и через интроспекцию понять саму себя».

Нас заставляют «глубоко погружаться в реальность», ибо реальность находится внутри нас, а не снаружи. Внутреннее развитие — интроспекция — дает мне возможность пообщаться со мной настоящим; она помогает мне понять свою истинную природу, оценить совершённый прогресс.

Интроспекция неотделима от моих жалких попыток стать сознающим Кришну: она указывает мне на мои ошибки, а не на ошибки других. Это одно из обязательных условий совершения молитвы, разговора с Богом. Интроспекция помогает войти в должное состояние смирения и заставляет меня признавать:

мат-тулйо нашти папатма / напарадхи ча кашчана
парихаре ’пи ладжджа ме / ким бруве пурушоттама

«О Господь, моя жизнь такая жалкая и грешная. Я обладаю всеми известными человечеству недостатками. Мне стыдно просить Тебя о прощении. Что еще могу я сказать?»

Сократ говорил следующим образом: «Если жизнь не анализировать, то и жить не стоит». Я хочу жить! Я знаю, что если не проанализирую себя сегодня, то завтра я в разочаровании покину сознание Кришны со словами: «Все это обман! Это фальсификация!» — но некого будет мне винить, кроме самого себя!