Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!      

Наше богатство и наша жизнь:

святой день явления Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа

Статья, написанная Джагамохини Деви Даси, по случаю фестиваля явления
Парам Гуру Махараджа в 2006 году.


ш́рӣ-сварӯпа-ра̄йа-рӯпа-джӣва-бха̄ва-самбхарам̇
варн̣а-дхармма-нирвиш́еш̣а-сарва-лока-нистарам
ш́рӣ-сарасватӣ-прийан̃ ча бхакти-сундара̄ш́райам̇
ш́рӣдхарам̇ нама̄ми бхакти-ракш̣акам̇ джагад-гурум
~составлено и переведено Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем

Я склоняюсь перед божественным защитником всего мира, Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем, который несет концепцию Шри Чайтаньи Махапрабху, питая ее исключительно в наставнической линии Сварупы Дамодара, Рамананды Рая, Шрилы Рупы Госвами, Дживы Госвами и других; перед тем, чья божественная проповедническая деятельность спасает обусловленные души из этого материального мира, не учитывая варна-дхарму (веру, принадлежность к касте и религии и т. д.) или степень греховности; кто является дорогим служителем Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и единственным прибежищем Шрилы Бхакти Сундара Говинды».

     Воплощение сострадания

Преданные всего мира памятуют о лотосных стопах Его Божественной Милости Ом Вишнупада Парамахамсы Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, почитая прославлениями его божественные лотосные стопы. Много лет назад, выступая перед собранием вайшнавов в Навадвипе, посвященным дню его святого явления, Его Божественная Милость Шрила Гуру Махарадж сказал досточтимым присутствующим, что все прославления, звучавшие в тот день, адресованы его возлюбленному Гурудеву, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру: «По моему мнению, все почести и прославления, которыми вы так обильно усыпаете меня, на самом деле предназначаются лотосным стопам моего Шри Гурудева».;

Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж говорит, что Шрила Гуру Махарадж часто цитировал одно бенгальское выражение:

гуру-гана-шире пунах шобха пайа сата-гуна

Если ты не пытаешься присвоить почтение, пришедшее к тебе, и незамедлительно адресуешь его своему Гуру, тогда ты обретешь благо, и не только ты, но и тот, кто выказывает тебе почтение, также будет вознагражден. Высказывание Шрилы Гуру Махараджа было в подобном духе: «Любую славу и почет, что могут прийти ко мне, я должен без промедлений направить к лотосным стопам моего Гурудева. И тогда чудесным образом эта слава засияет подобно бриллиантам, и меня также коснутся ее лучи»;

В соответствии с писаниями Гурудев — прямое проявление Самого Господа, воплощение милосердия, и те, чьи сердца чисты, могут узреть это.

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам

;«Шри Гуру на самом деле одновременно един с Господом и отличен от Него; отличие в том, что он самый дорогой слуга Господа. Я предлагаю свои поклоны лотосным стопам этого божественного учителя, Шри Гурудева».;

гуру кр̣ш̣н̣а-рӯпа хана ш́а̄стрера прама̄н̣е
гуру-рӯпе кр̣ш̣н̣а кр̣па̄ карена бхакта-ган̣е
ЧЧ, Ади, 1.45

Шастры учат нас, что Шри Гуру неотличен от Кришны. Кришна в форме Гуру благословляет удачливых преданных.

 

      Украшенный смирением

Столь высоко положение Шри Гуру. Но, хотя Шрила Гуру Махарадж и занимает подобное возвышенное положение и владеет бесценными сокровищами, мы свидетели того, что он всегда проявлял глубочайшее смирение и естественную скромность. Шрила Гуру Махарадж известен как царь среди санньяси и изумруд среди брахманов, но его внешним убранством всегда было положение смиренного слуги. Он был самым возвышенным, блистательным учеником своего Гурудева, но при этом всегда носил самую простую одежду. Для тех искренних вайшнавов, которые могли оценить его безупречную личность, это смиренное убранство являлось несравненно изысканным и почитаемым, словно он был окутан ярким солнечным сиянием.

Шрила Гуру Махарадж говорил: «Они не осознают возвышенности собственного положения. Царь, не осознавая всю мощь своей власти, думает о себе как о простом смертном. Кто-то может быть выдающимся врачом, но, благодаря состраданию, он может присматривать за своими пациентами подобно медсестре. В силу своей любви и сострадания он может снизойти до выполнения подобной работы, но он по-прежнему велик. Такова прекрасная природа жизни во Вриндаване. Это величественно, вне всяких сомнений, атмосфера величественности. И хотя его обитатели столь возвышенны, внешне они просты. Могущество, облаченное в нежность и любовь, украшенное смирением, — это Вриндаван. И это также и Навадвип… Беспристрастное рассмотрение фактов говорит о величественности их положения, но благодаря смирению они нисходят на наш план. Это необычайно сладостная и прекрасная жизнь, которая присуща Вриндавану». Это чарующее сердце качество мы находим в личности Шрилы Гуру Махараджа.

Подобно врачу, который обследует пациента на наличие скрытых недугов, Шри Гурудев также может помочь нам исследовать отдаленные уголки нашего сердца на предмет болезней, мешающих нашему духовному развитию. Чистые и непогрешимые вайшнавы представляют Верховного Господа, и если они питают симпатию к нам, если их привлекает наше чувство полной беспомощности, искренней отчаянной несостоятельности, тогда и Безграничный Господь также будет привлечен. Негативное самовосприятие преданного привлекает Шри Гуру и благодаря его милости также очаровывает и Кришну. Верховный Господь всего сущего находит смирение искреннего преданного весьма привлекательным.

    Наша возвышенная сампрадая

Год назад в этот же день Его Божественная Милость Шрила Говинда Махарадж говорил о славе своего возлюбленного Шрилы Гуру Махараджа: «Столь многие прославляют и почитают Шрилу Гуру Махараджа, но мы чувствуем, что он поистине даровал нам свои лотосные стопы. Мы столь удачливы, ибо обрели божественные стопы Шрилы Гуру Махараджа. Мы едва можем представить себе, насколько ученик зависим от своего Гурудева. Если мы полностью предадимся своему Гуру, тогда, благодаря его божественной милости, все обернется благом. Шрила Нароттам Дас Тхакур милостиво указал нам путеводную нить.

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пӯджана
сеи мора пра̄н̣а-дхана, сеи мора а̄бхаран̣а,
сеи мора джӣванера джӣвана

Шрила Нароттам Дас Тхакур дал нам совершенно ясные наставления, и кроме этого он сам является безупречным примером. Он показал нам свое положение. Без милости Шри Рупы Госвами у нас нет ничего. Без милости Шрилы Рупы Госвамипады никто не способен понять глубокий смысл этой песни. Если он будет милостив к нам, тогда мы обретем все в мире служения… Такова наша могущественная и возвышенная сампрадая.

В своей божественной молитве, обращенной к Шри Рупе Госвами, Шрила Гуру Махарадж пишет:

лӣла̄-сам̇гопа-ка̄ле нирупадхи-карун̣а̄- ка̄рин̣а̄ сва̄мина̄хам̇
йат па̄да̄бдже ’рпито йат пада-бхаджанамайам̇ га̄йайитва̄ ту гӣтам
йогйа̄йогйатва-бха̄вам̇ мама кхалу сакалам̇ душ̣т̣а-буддхер агр̣хн̣анса ш́рӣ-рӯпах̣ када̄
ма̄м̇ ниджа-пада-раджаса̄ бхӯш̣итам̇ сам̇видхатте

~ Шримад Рупа-пада-раджах Прартхана Дашакам, стих 10

«Перед завершением своей проявленной лилы мой беспричинно милостивый божественный учитель Шрила Сарасвати Тхакур подвел меня к святым стопам этой божественной личности, повелев пропеть восхитительную молитву его лотосным стопам («Шри Рупа-манджари-пада»). Когда же, невзирая на мое ничтожество, не считаясь, достоин я или не достоин, Шримад Рупа Прабху благословит меня пылью со своих святых лотосоподобных стоп?»

       Вечно новые грани истины

Шрила Гуру Махарадж составил множество глубочайших духовных произведений и комментариев на санскрите и бенгали, включая комментарий к мантре Риг-веды, сокровенный комментарий Гаятри-мантры, комментарий к чатур-шлокам Бхагавад‑гиты, «Шри Бхактивинода-вираха Дашакам», «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» и многие другие. Его совершенное настроение преданности, глубокие познания и тонкое понимание явленных писаний напоминает нам о шести Госвами Шри Вриндавана Дхамы, которые были столь дороги Шриману Махапрабху. Когда тысячи духовных искателей со всего мира прибыли в Навадвипу в поиске утешения и руководства, Шрила Гуру Махарадж был способен изысканным и совершенным образом представить божественное учение своего Гуру Махараджа, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, на английском языке.

Шрила Говинда Махарадж любит вспоминать, как иногда Шрила Гуру Махарадж делился драгоценными шлоками так, словно маленький мальчик бросает вам одну из своих любимых игрушек. Но эти жемчужины из высочайшей субстанции. Подобно маститому ювелиру Шрила Гуру Махарадж обладал способностью извлекать свежие и вечно новые грани истины, и проникать в глубины Шри Гаудия-вайшнавской сиддханты. Он даровал нам сокровища вайшнавизма. Шрила Гуру Махарадж постоянно упивался сладостью хари-катхи. Говорится, что подобная сладость и экстаз проникает в этот мир из мира трансцендентного через слуг Кришны. Эти слуги «танцуют и поют в упоении, и в этот момент крупицы этого экстаза разбрасываются вокруг так, что мы легко можем взять их».

Шрила Гуру Махарадж написал: «Я собрал эти крупицы экстаза в своей «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Возьмите же их и отведайте их сладость».

ш́рӣ-ш́рӣмад-бхагават-падāмбуджа-мадху-свāдотсаваих̣ ш̣ат-падаир
никш̣иптā мадху-биндаваш́ ча парито бхраш̣т̣ā мукхāт гун̃джитаих̣
йатнаих̣ кин̃чид ихāхр̣тāм ниджа-пара-ш́рейо ’ртхинā тан майā
бхӯйо-бхӯйа ито раджам̇си пада-сам̇лагнāни теш̣ам бхадже
~Шри Шри Прапанна-дживанамритам, 10.14

В своей книге «Божественный слуга» Шрила Говинда Махарадж дает следующий комментарий: «Это высочайшая шлока из всех, что я встречал за свою жизнь. Я попытаюсь пояснить ее смысл».

«Вся сладость в лотосных стопах Бхагавана Шри Кришны. Преданные с восхищением вкушают ее. Это не просто крупицы нектара — это подобно океану. Отведав эту сладость, они приходят в неописуемый восторг. Они взывают к своему дорогому Господу и восхваляют Его, нектар этой сладости струится повсюду. Несколько капель этого нектара попало и в этот мир. Я спешно собрал их; так явилась эта «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Ради собственного блага и блага искренних искателей, я представил этот нектар в виде книги. Пожалуйста, возьмите ее и благословите меня».

«Таков, в нескольких словах, смысл этой шлоки, и я думаю, что это самая прекрасная шлока из тех, что мне доводилось слышать в моей жизни. Я всегда цитирую ее…»

    Дайал Нитай, Дайал Нитай

Шрила Гуру Махарадж всегда повторял: «Дайал Нитай, Дайал Нитай, Дайал Нитай». Он говорил: «Моя единственная надежда — это «Дайал Нитай, Дайал Нитай». Шрила Говинда Махарадж напоминает нам о том, что Шрила Гуру Махарадж демонстрировал нам наше подлинное достояние, и это — Дайал Нитай. Милостью Шримана Нитьянанды Прабху мы непременно обретем удачу. Шрила Гуру Махарадж постоянно напоминал преданным о необходимом терпении ради достижения тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄, ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣. Подлинное понимание даст нам ощущение незначительности: «Я очень и очень ничтожен; единственная моя надежда и упование — это милость вайшнавов, а мое единственное прибежище — мой божественный владыка».

Перед тем, как обосноваться в Шри Навадвип Дхаме, в месте, известном как апарадха-бханджан-пат, Шрила Гуру Махарадж отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху — с тем, чтобы спросить Его позволение. И там спаситель падших, патита-паван, Господь Нитьянанда вдохновил Шрилу Гуру Махараджа: «Ты должен изо всех сил пытаться помочь падшим душам». Шрила Гуру Махарадж не желал занимать возвышенное положение или иметь многочисленных последователей. Он предпочитал оставаться в тени, но по воле Дайал Нитая, Шри Гаура Хари и Шри Гуру он вернулся в Навадвип и стал открыто и бескорыстно отдавать себя всем искренне ищущим. Его милость — это наше богатство и наша жизнь.

Говорится, что Шрила Гуру Махарадж не просто яркая звезда на небосводе Гаудия-вайшнавов, он — сама Луна! Безупречная, полная луна — Шрила Гуру Махарадж — почитаем и любим всеми за его заботливую натуру, глубочайшую преданность и естественную простоту. Он напоминает нам о том, что если мы будем способны узреть волю Господа во всем, то поймем, что все вокруг имеет божественную природу. Все вокруг — милость нашего любящего Господа. «Настанет тот день, когда все наши эгоистичные настроения сгинут и наше подлинное «я», частица мира безграничного, раскроется и воспрянет. Тогда мы обнаружим себя в сладостных волнах того измерения, где все проникнуто сладостью. Сладостный бриз, сладостная вода, где упоительны деревья и все, с чем бы мы ни соприкоснулись сладостно, сладостно, сладостно…»

девам̇ дивйа-танум̇ сучанда-ваданам̇-ба̄ла̄рка-чела̄н̃читам̇
са̄ндра̄нанда-пурам̇ сад-эка-варанам̇ ваира̄гйа-видйа̄мбудхим
ш́рӣ-сиддха̄нта-нидхим̇ субхакти-ласитам̇ са̄расвата̄на̄м варам̇
ванде там̇ ш́убхадам̇ мад-эка-ш́аран̣ам̇ нйа̄сӣш́варам̇ ш́рӣдхарам

~Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Я с благоговением припадаю к стопам Шрилы Шридхара-Дева, который очаровывает всех сладостными песнями преданности.
Облаченный в одежды цвета восходящего солнца, он — святой, почитаемый преданными Господа.
Он океан духовного знания, образец отречения от мирского и хранитель совершенных истин.
Он воплощение любви и преданности Богу, дарующий высшую удачу, и сокровищница духовного экстаза.
Он величайший из последователей Шрилы Бхактисиддханты, предводитель санньяси, мой владыка и учитель, мое единственное прибежище.
С любовью я склоняюсь к стопам Шрилы Шридхара-Дева.

Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Ананта-коти вайшнава-вринда ки джая!

Шри Хапания Дхам ки джая!

      Харе Кришна!

Ощущая себя беспомощной и лишенной качеств, я припадаю к стопам Шрилы Ачарьядева и всех вайшнавов, как тех, что только начинают свой путь, так и тех, что достигли глубин сознания Кришны. Я молюсь, чтобы моя гордыня сгинула прочь благодаря вашему спасительному обществу.

Дж. Д.