Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

День Явления Шрилы Дживы Госвами

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

25 сентября 2004 г.,
Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам,
Соквел, Калифорния, США

 



Перевод Муралишвара Прабху



Сегодня очень благоприятный день. Это день явления Шрилы Дживы Госвами Прабху, великого ачарьи и защитника нашей сампрадаи. Шрила Гуру Махарадж сказал: дживадьяир абхиракшитам, вся наша сампрадая со всем ее богатством пришла от Дживы Госвами Прабху. Рупа-Санатан дали так много, а Джива Госвами Прабху защищал их от других школ религии, таких, как школа Шанкарачарьи и философия санкхья атеиста Капилы. Они стремились утвердить концепцию ниракара-нирвишеша брахмы (имперонализм, идею недифференцированного бытия), но Джива Госвами Прабху очень аутентичным и мудрым образом опроверг их положения. Он утвердил ачинтья бхедабхеда сиддханту Шри Чайтаньи Махапрабху.
Он родился в Бакла Чандрадвипе как сын Анупамы. Анупама был братом Рупы-Санатаны. После того как ему исполнилось, быть может, двенадцать лет, он пришел в Набадвип и встретился с Нитьянандой Прабху, и Нитьянанда Прабху показал ему все, все места игр Махапрабху Чайтанья Дева. Вишнуприя Деви отнеслась к нему как к сыну и оказала ему полную любви заботу. Нитьянанда Прабху провел Дживу Госвами по всему Набадвип Дхаму и дал ему указание: «Махапрабху Чайтанья Дев доверил всем вам Врндаван Дхам, поэтому иди во Вриндаван. Я даю тебе мои благословения, нежность, любовь, все. Ты должен утвердить сампрадаю Махапрабху».
Джива Госвами отправился туда, а по пути он получил образование в Бенаресе, Каши. Он приобрел обширные познания во всех писаниях: Ведах, Веданте, Упанишадах, Пуране, ньяе. Через пять лет он завершил свое образование, поскольку знал, что, если он придет к Рупе-Санатану, его будет ждать только служение. Он получил образование ради того, чтобы совершать служение в высшей степени прекрасным, искусным и аутентичным образом.
Из Бенареса он пришел во Вриндаван к Рупе-Санатану, принял их прибежище и стал жить в обществе Рупы Госвами Прабху. Он принял от Рупы Госвами дикша-мантрам и всегда служил ему. Все вайшнавы, все Госвами – особенно Рупа-Санатан, Бхатта Рагхунатх, Гопал Бхатта, Дас Госвами – все опекали его и относились к нему с великой любовью. Живя во Вриндаване, Джива Госвами также служил всей сампрадае. По указанию Рупы Госвами он явил и основал храм Радхи-Дамодара, а когда Рупа Госвами состарился, он забрал его жить туда, в Радха-Дамодар. В храме Радхи-Дамодара мы можем видеть бхаджан-кутир Рупы Госвами и его самадхи, самадхи Кришна Даса Кавираджа Госвами, самадхи Дживы Госвами и других.
Однажды Радха-Дамодар (имеются ввиду Госвами, владельцы храма – прим. пер.) захотел дать мне некое служение, но я не принял его, поскольку у меня не было достойного человека, который служил бы от всего сердца и с полной преданностью. Редко можно найти такого человека. Я не мог принять это служение только за деньги, в качестве коммерции, но Рупа Госвами столь милостив, и Шрила Джива Госвами столь милостив, – они дали участок земли, примыкающий к Рупе Госвами (бхаджан-кутиру и самадхи – прим. пер.). Эта земля является частью территории Радхи-Дамодара. И в чрезвычайных обстоятельствах, но легально, я получил эту землю посредством мертвого телефона! Телефон не звонил, но я поднял трубку, чтобы проверить, молчит ли он по-прежнему, и неожиданно один человек из Вриндавана, Кришна Валлабха, появился на линии и сказал: «Махарадж, магистрат назначил срок в пятнадцать дней, т. е., если в течение пятнадцати дней вы купите этот участок, вы получите землю Дживы Госвами Прабху».
Я был очень удивлен! Но где я возьму такую большую сумму в течение пятнадцати дней? Кто оформит все юридические документы за этот срок? И Кришна Валлабха сказал: «О деньгах вы не беспокойтесь. Деньги я найду, но вы пришлите сюда своего человека». Я послал Пурнананду и велел ему оформить перевод земли на имя Шри Чайтанья Сарасват Матха. Джива Госвами очень милостив, и Рупа Госвами очень милостив, поэтому они дали эту землю. Я немедленно начал служение там. Сейчас там стоит трехэтажное здание и прекрасный храм Шри Шри Гуру Гауранги Радхи-Расабихариджиу. Внутри храма находится пушпа-самадхи Шрилы Гуру Махараджа. Когда вы придете туда, вы увидите его.


Характер Дживы Госвами Прабху был очень тверд; он был великим знатоком санскрита и священных писаний. Иногда он даже исправлял произведения Рупы Госвами. Много раз Рупа Госвами говорил ему: «Джива, посмотри, нет ли здесь ошибок».
Джива Госвами помогал в составлении «Шат-Сандарбх», в высшей степени аутентичных писаний в сампрадае Махапрабху. Джива Госвами сказал: «Эти произведения находились в хаотичном виде, поэтому я облек их в упорядоченную форму». Такое объяснение он дал, но в действительности, именно он написал их.
Однажды случилось так, что Валлабха Бхатта, который был великим ученым, увидел небольшой изъян в шлоке Рупы Госвами и сказал ему: «Рупа, здесь маленькая ошибка; ты можешь исправить ее так-то и так-то». Рупа Госвами всегда оказывал почтение всем и каждому, он с уважением относился к Валлабха Бхатте и внес исправление. Но Джива Госвами знал, что написанное Рупой Госвами безукоризненно. Тогда он пошел набрать воды из Ямуны, и по дороге он встретил Валлабха Бхатту. Он сказал ему: «Шлока, которую вы пытались исправить, не содержит ошибок, я думаю».
Валлабха Бхатта обсудил с Дживой Госвами эту шлоку и был очень счастлив, увидев, что Джива Госвами прав. Он вернулся к Рупе Госвами и сказал: «Рупа, я попросил тебя исправить одну шлоку, но в этом не было необходимости. Она безупречна. Оставь ее, как есть». Затем он спросил: «Кто этот мальчик лет семнадцати или восемнадцати?»
Рупа Госвами ответил: «Он мой племянник и живет со мной. Он мой ученик».
Валлабха Бхатта заметил: «О, он высокообразован и великий пандит. Он опроверг мою точку зрения».
Рупа Госвами Прабху несколько рассердился на Дживу Госвами: «Он твой гуру. Почему ты стал исправлять его? С таким умонастроением ты не можешь оставаться в моем обществе. Уходи из моей кунджы. Возвращайся в дом своего отца в Бакла Чандрадвипе. Уходи обратно».
Джива Госвами Прабху был очень опечален. Он думал: «На что мне жизнь, если я не могу служить моему Гуру Махараджу?»
Возможно, в Вамшивате, под деревом Джива Госвами Прабху написал книгу «Шри Гопал-чампу». Шри Гопал был его хорошим другом, и он был привязан к свакия-расе в Кришна-лиле. Джива Госвами сказал ему: «Я сохраню в нашей линии твою свакия-расу, и я напишу для тебя книгу, ради твоего счастья». Джива Госвами помнил это обещание и написал «Шри Гопал-чампу».
В это время Санатан Госвами встретил Дживу Госвами и увидел, что он совершает прая-упавешам, не пьет даже воду и хочет оставить тело. Санатан Госвами пришел к Рупе Госвами и спросил: «Рупа, не мог бы ты сказать мне, каково учение Махапрабху?»
Рупа Госвами сказал: «Да: дживе-доя, наме-ручи, вайшнава-сева. Служить вайшнавам, дживе-доя – проявлять доброту к дживам-душам, давать им сознание Кришны и наме-ручи – воспевать святое имя, всегда призывать харинаму. Это служение. Таково учение Махапрабху».
Тогда Санатан Госвами заметил: «Ты сказал дживе-доя, но Джива умирает. Не прогоняй Дживу. Он хороший мальчик».
Рупа Госвами пришел к Дживе и сказал: «Джива, вернись обратно». Он дал ему всю полноту служения и, более того, поставил его во главе служения – он дал ему все. Сегодня авирбхава Дживы Госвами. Майавад, санкхьявад, буддхавад – он опроверг все вады и утвердил ачинтья бхедабхеда таттву посредством «Шат-сандарбхи».
Джива Госвами написал множество книг. Одна из них – это прекрасная книга, которую я очень люблю, «Хари-намамрита-вьякаран», грамматика санскрита. Она уникальна; нам трудно представить, что всякое слово указывает на Кришну. Грамматика есть грамматика, но он составил пособие по грамматике в линии сознания Кришны. Это непостижимо. Однако каждое имя в грамматике, каждый предмет порожден сознанием Кришны. Я читал эту грамматику и был очень счастлив. Я чувствовал, что моя жизнь успешна. В действительности, я не знаю санскрит, но, по милости Дживы Госвами и Гуру Махараджа, я известен своими познаниями в санскрите. Однако, на самом деле, они не столь выдающиеся. Чтобы понимать санскрит, требуется большая квалификация. Но Гуру Махарадж дал мне живое понимание, и я могу наслаждаться благодаря нему.
Гуру Махарадж дал мне в учителя д-ра Долгобинду Шастри. Он очень хороший учитель. Он все еще живет в Куттаке, штат Орисса.
Сегодня день явления Дживы Госвами Прабху. Весь свет, вся сила, вся красота и вся прекрасная концепция сознания Кришны – все это пришло к нам через Дживу Госвами Прабху. Это наше богатство. Богатство жизни, богатство духовного мира – то, что дал Джива Госвами, не давал никто другой. Баладева Видьябхушан вознамерился победить ачарью Шри сампрадаи, той ее части, что известна как секта Рамананди. Они бросили вызов Баладеве Видьябхушану: «У вас нет «Веданта-бхашйи»!». В ответ Баладева Видьябхушана составил «Говинда-бхашью».
Махапрабху не составил «Веданта-бхашью», и Джива Госвами не составил «Веданта-бхашью» как таковую. «Бхашья» значит объяснение, интерпретация. Однако ее дал Джива Госвами.

ях санкхья-панкена кутарка-памсуна
вибартта-гарттена чха луптадидхитам
стаддхам вьябхадхак-судхая махешварам
кришнам са дживах прабхурасту ме гатим

«Он – высший защитник нашей сампрадаи от всемозможных нападок, и я кланяюсь его лотосовым стопам». Так он написал. Он утвердил положение Кришны, который есть Парамешвара, сат-чид-ананда виграха, который есть анади и анадир ади, которого зовут Говинда, который является причиной всех причин. То, что написано в «Брахма-самхите», утверждено в этом мире Дживой Госвами Прабху.
Сегодня также авирбхава Вамандевы. Вы знаете Вамандеву? Он явился, чтобы учить Бали Махараджа. Бали Махарадж начал проводить большое огненное жертвоприношение, на которое собрались многие великие личности. Если бы он достиг успеха в нем, он мог бы победить всех и навсегда покорить небеса и другие миры. Ради этого, по приказу Шукрачарьи, Бали Махарадж начал проводить большое жертвоприношение. Но в это время все полубоги были очень напуганы. Они пришли к Господу Кришне, и Кришна принял форму Ваманадевы. Адитинандан. Его имя – Адитинандан. В день жертвоприношения он пришел к Бали Махараджу, ученику Шукрачарьи.
Он пришел в образе нищего брахмина маленького роста. Увидев его, Бали Махарадж сказал: «Я пообещал, что в это время, если кто-то хочет от меня чего-либо, я дам ему это. Так скажи мне, мальчик-брахман, чего ты хочешь». Шукрачарья – высококвалифицированный брахмин, и он понял, что мальчик-брахман был Вишну, а не брахман, и что он хочет забрать у Балирадж все. Тогда он сказал Балирадже: «Этот мальчик – не мальчик-брахман. На самом деле, это Вишну пришел к тебе, чтобы попросить о чем-то. Но, если ты дашь ему что-то, ты потеряешь все».
Бали Махарадж ответил: «Я пообещал, что сейчас, кто бы и о чем бы меня ни попросил, я дам ему это». Он сказал: «О, брахман, скажи мне, чего ты хочешь». И Вамана заявил: «Я хочу земли – три пяди земли отмеренных Моими стопами».
«Да, я обещаю, что дам ее тебе». Он взял сосуд для воды, камандалу, и собирался произнести санкалпа-мантрам (ведическая формальность, распространенная в те времена). Шукрачарья был очень встревожен и проник в горлышко камандалу, таким образом закупорив его. Он просунул туда свою голову, чтобы вода не могла вытечь.
«Что случилось?»
Вамана: «Ничего, я прочищаю сосуд». Он взял травинку куша и сунул ее в отверстие сосуда, и один глаз Шукрачарьи был выколот. Шукрачарья вышел из сосуда. Вода для санкалпы вылилась из сосуда, и Бали предложил ее Ваманадеву.
Тогда Ваманадев сказал: «Теперь я могу ступить на землю. Какую землю ты дашь?»
«Любую землю – в этом мире или ином, где ты пожелаешь».
«Я хочу сваргу, мартью, паталу – небеса, средние миры и подземные миры, паталу». Затем первым шагом он захватил сварга-локу, а вторым – мартья-локу. Бали Махарадж спросил: «Где ты сделаешь третий шаг?» Бали Махарадж остался с пустыми руками, поскольку сварга и мартья были захвачены. Тогда он отдал патала-локу. Когда Ваманадев забрал сваргу-мартью-паталу, он попросил Бали Раджу: «Дай мне дакшину!»
Но Бали Махарадж ответил: «Какую дакшину я дам? У меня ничего нет. Я уже отдал тебе сваргу-мартью-паталу».
Тогда Ваманадев сказал: «Поклонись, и я поставлю стопу на твою голову». Он дал благословение Бали Махараджу и сказал ему: «Я очень доволен тобой. Отправляйся в патала-локу и живи там. Иди».
Бали Махарадж: «Хорошо, я сделаю так, как ты прикажешь».
Ваманадев: «Я очень доволен тобой. Прими от меня дар».
Бали Махарадж: «Если ты удовлетворен мной, навеки останься привратником здесь, в этой патале, обители, которую ты избрал для меня». Вамандев исполнил его просьбу.
Сегодня мы празднуем авирбхаву, явление Ваманадевы, ваман двадаши. Каждый раз это очень специфический вид двадаши, поскольку иногда происходит вишну-шринкала-йога, и в это время экадаши устраняется, и вишну-шринкала занимает место этого двадаши. Как бы то ни было, вчера был вишну-шринкала, а сегодня ваман-двадаши, поэтому мы отмечаем два события: вишну-шринкала-двадаши и день явления Дживы Госвами. Все эти благоприятные события происходят сегодня.
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая!


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru