Эта лекция нашего Парам Гурудева, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, была опубликована Шриманом Девашишем Прабху в журнале “Counterpoint” (томI , №6 , весна 1994г ода).
Полный текс в pdf формате
а тут epub формат
Враджа-раса в Двараке
Порой среди цариц Двараки витает настроение, полное таких мыслей: «Хотя у нас и есть Сам Кришна в качестве мужа, но все же так или иначе мы чувствуем, что Он не тот Кришна, во всей Своей полноте. Он всегда словно бы рассеян, и сердцем Он не до конца с нами». Размышляя таким образом, царицы пришли к пониманию, что связь Кришны с Вриндаваном и гопи крайне сладостна. Полагая, что эта сладость является причиной рассеянности Кришны, они стали искать способы узнать, как же жил Кришна во Вриндаване. Они хотели узнать о Его играх с гопи и услышать рассказы о Его отрочестве. Матушка Баларамы, Рохини, жила во Вриндаване, когда Кришна был маленьким, и хотя она была вовлечена в ватсалья-расу (родительские чувства), она так же многое слышала о лилах Кришны и гопи. Поэтому, тайно встретившись с ней, царицы Двараки попросили: «Пожалуйста, расскажи нам о мадхурья-лилах Кришны во Вриндаване». Рохини не могла отказать искренним просьбам цариц, и, попросив сестру Кришны Субхадру присмотреть, чтобы никто не помешал, она стала описывать Его лилы с пастушками Враджи.
Так случилось, что в то же самое время Кришна и Баларама дремали в соседней комнате, и пока Рохини рассказывала о враджа-лиле, Они узнали, что происходит. Подойдя к дверям, где Субхадра стояла на страже, Кришна и Баларама подслушали рассказ Рохини и вспомнили о Вриндаване и гопи, и всех тех моментах, и [тогда] невероятно сильные чувства охватили Их. Разительная перемена чувств, нахлынувших на Кришну и Балараму, была настолько сильна, что даже сами Их тела начали меняться, совсем как явил это Махапрабху, когда Он упал у ворот храма Джаганнатха, а Его руки и ноги как будто втянулись в тело. Подобная перемена в телах возможна при определенных экстатических переживаниях, и, ощущая экстаз Вриндавана, Кришна и Баларама пережили такие же изменения. И Субхадра тоже, хоть она и не жила во Вриндаване, увидев своих братьев в таком состоянии, так же ощутила их переживания и трансформации. К Ней внутренне пришли те же чувства, а внешне Она испытала те же изменения. Причиной изменения Их обликов были рассказы Рохини о Вриндаване. Воспоминания о лилах Вриндавана и ощущение этого настроения вызвали такие перемены в Их телах.
В определенный момент компания Рохини осознала, что Кришна и Баларама слушают их разговор, и беседа моментально затихла. Таким образом лила была прервана, а искаженный облик Кришны не изменился, Он впал в транс. Ничего нельзя было поделать, чтобы изменить ситуацию, и в отчаянии они отнесли Кришну в Нава- Вриндаван, копию Вриндавана, созданную в Двараке Брахмой для удовольствия Кришны. Хотя Кришна и не спал, Он никак не мог прийти в сознание из этого состояния, этого транса, до тех пор, пока не оказался в Нава-Вриндаване. Там, пребывая в Своем трансе, Он мог видеть только Баладеву, все же остальные присутствующие были как бы исключены из Его поля зрения. Видя Баладеву, Кришна был счастлив, что очутился во Вриндаване. Затем Он увидел Рохини: «О да, это Вриндаван». Также там были явлены и образы других жителей Вриндавана, а царицы Двараки держались чуть поодаль, чтобы понаблюдать за тем, что будет дальше. Увидев Баладеву, Кришна видит Своих друзей пастушков Шридама и Судама, они тоже здесь. Здесь же в стороне стоят и гопи, а по другую сторону стоит Шримати Радхарани. Увидев Ее образ, Кришна бросился обнимать Ее, и когда Сатьябхама увидела это, ее тело тоже несколько изменилось. И пока Кришна пребывал в этом забытьи, Баладева смог подойти к Нему и постепенно вернуть Его обратно к сознанию Двараки. Резко оборвавшиеся переживания Вриндавана стали причиной Его тяжелого состояния, и лишь постепенно Его разум снова удалось вернуть в Двараку.
Такова эта история в кратком пересказе, и когда Дварака и Вриндаван встречаются, это и есть Джаганнатх. По большому счету Он пребывает в Двараке, но там же проявлены переживания Вриндавана. У Него бесконечное множество вариаций Его игр — так что же мы можем отследить или познать с нашими ограниченными способностями? В «Дварака-самхите» мы находим, что и в Двараке была устроена раса- лила. Царицы Двараки услышали, что во Вриндаване самой прекрасной была раса-лила. Так по одному случаю вся компания Вриндавана была приглашена в Двараку, и они [царицы Двараки] осторожно подошли к Кришне и попросили Его: «Гопи пришли сюда, и в наших сердцах давно уже зреет желание, чтобы вы показали нам свою раса-лилу. Ты попросишь их?» Кришна ответил: «Если они дадут свое согласие, то у Меня не будет возражений». Царицы обратились с просьбой к гопи, и была устроена раса-лила. Когда все завершилось и все увидели, насколько это было изумительно, царицы отправились к лагерю гопи, чтобы выразить свое восхищение. «То, что мы сейчас видели, самое восхитительное зрелище, такое невозможно даже вообразить. Мы не можем даже выразить это должным образом». Тогда Шримати Радхарани возразила им в ответ: «Что вы видели? Это было ничто — лишь представление, почти лишенное жизни. Где Ямуна? Где деревья кадамба, павлины, олени и все остальное? Там, во Вриндаване, сама природа была нам сценой, и все это происходило в нашей юности. То, что видели вы, это ничто, притворство, насмешка». Тогда царицы задумались: «Если то, что мы видели, — такая малость, то каково же тогда на самом деле истинное качество лилы? Это совершенно непостижимо».
Так что настроение Вриндавана очень важно. Когда влечение к вриндавана-лиле было резко прервано, это вызвало большие перемены на физическом плане. Конечно, это не имеет ничего общего с физическим планом на самом деле, но, чтобы понятнее объяснить, мы можем сказать и так. Эта ситуация вызвала искажение внешнего плана. Это что-то, напоминающее землетрясение. Внутренние движения Земли вызывают деформацию ее поверхности. Так и внутренние беспокойства, порожденные воспоминаниями вриндавана-лиле, вызвали серьезные перемены во внешнем облике. И, когда это было резко прервано, внешний облик остался измененным. Это и было изображено и явлено в Джаганнатхадеве. Когда высшее настроение резко прерывается, наступает реакция. Таким образом Джаганнатх — это промежуточная форма между Кришной Двараки и Кришной Вриндавана. Своеобразный конфликт между эмоциями Сваям- Бхагавана и вайбхава-виласы Кришны. Это что-то вроде расабхасы. В высшем экстазе так же возможна расабхаса. Столкновение волн двух различных рас. Когда поезд движется в определенном направлении, то и вагон движется вместе с ним. Но если поезд резко остановится, то все, что находится в вагоне, по инерции смешается в беспорядке. Это что-то вроде того.
а̄дау йад два̄ро ’плавате,
синдхух̣ па̄рер апауруш̣ам̇
В этом стихе говорится, что мурти Джаганнатха существовало как изначальная концепция с древнейших времен. Так что каждая лила Господа вечна. Каждая частица бесконечного — вечна. В начале «Махабхараты» содержится «Дхритараштра-вилапа», и в ней Дхритараштра перечисляет основные события «Махабхараты» и сокрушается: «Из-за этого события и этого я знаю, моей стороне придется испытать поражение». Но на этом этапе в «Махабхарате» ни одно из этих событий еще не произошло. Так как же может Дхритараштра говорить об этих событиях в начале повествования? Это потому что все это нитья, вечно. Начало лилы и ее окончание не могут быть разграничены. Это все зациклено и является бесконечным процессом. Это очень непростая для понимания вещь. Необходимо адаптировать понимание к бесконечному. Везде начало, и везде конец. Центр везде, но нигде нет окружности. Таково значение бесконечности. Это и есть нитья-лила. Везде начало, везде конец, и все это существует одновременно.
Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет это следующим образом. Он дает пример восхода солнца, который постоянно имеет место быть в той или иной части света. Теперь он здесь, а сейчас уже здесь, и так далее он движется. Так же, подобно солнцу, кришна-лила перемещается — от рождения через детство, сначала являет себя здесь, затем в другой брахманде, другой вселенной. Это свойство бхаума-лилы. А в другом аспекте, на Голоке, мы обнаруживаем, что каждая лила так же нитья. Она отражена в этом мире, и это отражение вращается подобно солнцу. Мы можем наблюдать его здесь, теперь здесь, и здесь — вопрос места, но на Голоке, центре всего, это все происходит одновременно. И в не меньшей степени так же оно и в сердцах преданных. Когда преданный вспоминает о лиле, это может быть враджа-лила, затем дварака-лила, но то, что отражается в сердце преданного, это тоже истина. Таким образом это существует и продолжается постоянно. Каждая лила, каждая частица лилы всегда есть, всегда существует. Преемственность и сосуществование находятся в вечной гармонии.
Преданный: Махарадж, является ли гуру-парампара также частью лилы?
Шрила Шридхар Махарадж: Разумеется, это лила Кришны. Но не только это, майя и все прочее включено в лилу с Его точки зрения. Это Его сладостная воля, Его независимость.
майа̄ татам идам̇ сарвам̇, джагад авйакта-мӯртина̄
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни, на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣
(Шримад Бхагавад-гита, 9.4)
«Все есть во Мне, но также ничего. Я везде, и Я нигде».
Все содержится в этой концепции. Он может даже нарушить свободную волю дживы, но все же Он этого не делает. Он пребывает внутри, и Он может все контролировать, но Он этого не делает. Он может не контролировать. У него есть эта независимость. Такого рода концепции мы должны придерживаться. Это концепция Шри Чайтаньи Махапрабху, и это то, что отличает Его концепцию от философии Гегеля и философии Ауробиндо. Майя не является неотъемлемой частью бытия, по воле Кришны майя может исчезнуть и, если Он того пожелает, снова воссоздастся.
кот̣и-ка̄мадхену-патира ча̄гӣ йаиче маре
ш̣ад̣-аиш́варйа-пати кр̣ш̣н̣ера ма̄йа̄ киба̄ каре?
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.179)
Он может создать или оставить. Бхактивинод Тхакур в своей «Таттва-сутре» писал, что по Его воле даже самое существование дживы-души может быть уничтожено. Это не главное, но все же Он обладает абсолютным могуществом. Все создается и разрушается Им, это проявление сварупа-шакти.
кр̣ш̣н̣а-лӣла̄мр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра’
даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа,
мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271)
Чайтанья-лила есть бесконечная сладость, дарованная Чайтаньей, — что бы ни было в Нем и что бы ни исходило от Него, все это не что иное, как высший нектар кришна-лилы. Чайтанья-лила означает центр, из которого проистекает кришна-лила в различных формах, сочась отовсюду, из каждой поры. Не что иное, как радха-кришна-лила воплощены в Нем, и это явлено, чтобы помочь людям. Милостивое распространение кришна-лилы, ее различных нектарных вкусов; это есть Шри Чайтанья Махапрабху, Он не существует отдельно от намы, гуны, рупы и лилы Кришны, Радхи-Кришны, и это включает в себя Яшоду и всех остальных из реальности Кришны. Если кто-то из них присутствует, то обязательно будут и другие. Таким образом, кришна-лила означает Кришну и Его окружение. Также Вриндаван — вода, леса, звери и птицы, все они входят в кришна-лилу, враджа-лилу. Это и ничто иное исходит от Шри Чайтаньи. Это Радха-Кришна в манере самораспространения. Что бы ни шло от Него — это все Кришна. Даже в детстве Шри Чайтаньи можно отследить все, связанное с Кришной, оно проявлялось тогда и различными способами создавало обстоятельства для распространения кришна-лилы среди людей.
кр̣ш̣н̣а-на̄ма дхаре ката бала
(«Шри Нама-махатмья» — Шрила Бхактивинод Тхакур)
Звук «Кришна» — какова его ценность? Шрила Рупа Госвами объясняет, что Кришна обладает четырьмя уникальными, особыми качествами. Каждая джива обладает пятьюдесятью качествами, данными при рождении. Некоторые деваты обладают пятьюдесятью пятью, то есть пятью дополнительными качествами, частично явлеными в них. Шри Нараяна обладает шестьюдесятью качествами во всей их полноте, а Кришна — еще четырьмя, которых нет у Нараяны. Эти четыре качества: рупа-мадхурья (сладостный облик), вену-мадхурья (сладостная флейта), лила-мадхурья (сладостные игры) и паракия-мадхурья (сладостные отношения). Шрила Рупа Госвами выражает особенность Кришны таким образом. И эти качества можно обнаружить только во Вриндаване. У Васудева-Кришны нет флейты, и упомянуто, что даже Дваракешвара-Кришна зачарован поиском рупа-мадхурьи Кришны Вриндавана, сладостного Властелина Враджи, Прекрасной Реальности.