Слава сыну Шачи - Господу Шри Чайтанье Махапрабху; слава жизни и душе Джахнавы-деви - Шри Нитьянанде Прабху; слава высочайшему из всех святых мест, Навадвипа-дхаме - краю, в котором в эпоху Кали пришел на землю Господь Чайтанья.
Нитьянанда Прабху сказал:
"О Джива, внимай Моим словам: Святая земля Шри Чайтаньи, Навадвипа, неотлична от Вриндаваны, священной земли Шри Кришны. Протяженность ее внешних границ - 32 мили; она образована девятью островами, формирующими восьмилепестковый лотос, тихо плывущий по водам Ганги. Восемь островов составляют восемь лепестков этого лотоса, сердцевину его образует девятый остров, известный как Антарадвипа.
В центре Антарадвипы находится город Майапура, и в пределах его расположена вечная сфера проявления высших духовных сил, известная как Йогапитха - священное место рождения Шри Чайтаньи и вечная сцена Его исполненных радости игр. В облике Шри Чайтаньи предстает Сам Всевышний Господь Кришна - так Он играет роль своего преданного. Он же приходит как изначальный Гуру в образе Нитьянанды, и как аватара-преданный Он - Шри Адвайта. Как энергия преданности Кришна проявляется в облике Шри Гададхары, и как Его последователь - в облике Шривасы. Эти пять качеств, аспектов Бога известны как Панча-таттва - пять великих священных сущностей. И все они пребывают в области рождения Шри Чайтаньи, известном как Йогапитха; поэтому Йогапитха - священнейшее из всех священных мест. Внешняя граница Майапуры имеет протяженность три с половиной мили, а диаметр ее - миля с четвертью".
Выслушав речь Господа Нитьянанды, Джива Госвами не в силах сдержать слез, пал к стопам Господа со словами: “Ты явишь истинную милость сей несчастной душе, если возьмешь меня в паломничество по святой Навадвипа-Дхаме!” Вняв мольбам Дживы, Нитьянанда Прабху отвечал: "О Джива, быть по сему! Сегодня мы обойдем Майапуру, а завтра посетим другие святые места, и путь наш будет намного больше”.
С этими словами Нитьянанда Прабху поднялся и двинулся вперед, а безмерно счастливый Джива последовал за Ним. Нитьянанда шествовал медленно - телом Его двигала священная любовь - (Гаура-према). Пленительный облик Нитьянанды вызывал неодолимое очарование, Его тело было обильно убрано золотыми украшениями; движимое волнами духовных чувств, оно сияло и переливалось чудесным светом. Лотосные стопы Нитьянанды, достичь которых невозможно даже Брахме и Шиве в их священных медитациях, были милостиво дарованы Дживе Госвами; следуя за Нитьянандой, он взял в руку пыль от Его лотосных стоп. Затем умастив себя ею, Джива в великом порыве устремился за своим наставником.
Так они достигли дома Джаганнатхи Мишры, и, вступив в дом Нитьянанда Прабху представил Дживу Госвами Шри Шачимате: "О Мать, перед тобой Шри Джива. Необыкновенно счастливая и возвышенная душа, он - дорогой слуга Шри Чайтаньи". При этих словах Нитьянанды Джива пал наземь, подобно дереву вырванному с корнями свирепой бурей. Распростершись у ног Шачидеви, он не в силах был вымолвить слова, но тело его проявляло неудержимые признаки экстаза.
Милосердная Шачимата благословила его, и там же, в доме Джаганнатхи Мишры, Нитьянанда и Джива Госвами приняли послеполуденный прасад. По просьбе Шачиматы Вишнуприя-деви приготовила им различные виды риса, овощей, чатни и сладостей. Вамшивадана Тхакура заботливо предложил бхогу алтарному изображению Шри Чайтаньи Махапрабху, а Ишана Тхакур, старый слуга в семье Джаганнатхи Мишры, живший в ней со времени принятия санньясы Нимаем Пандитом, радостно преподнес прасад Нитьянанде Прабху.
С материнской нежностью Шачидеви говорила Нитьянанде: "Вкушай Свой рис, дитя мое! Сейчас ты в доме Своей матери. Невидимый Тобой воочию, Нимай уже принял Свою трапезу. Если и Ты не откажешься от еды, это одарит меня несравненным счастьем". Вняв исполненным материнской любви словам Шачидеви, Нитьянанда Прабху с великой радостью насладился Своим обедом, а Джива Госвами воздал честь оставшимся после Него кушаньям.
И когда прошло время трапезы, Джива Госвами заметил: "Какое благословение выпало на мою долю: я узнал счастье принять прасад в Майапурском доме Шри Чайтаньи!" Затем Нитьянанда Прабху простился со святыми стопами Шачидеви и удалился, пригласив с собой Вамшивадану Тхакура. Джива Госвами выразил почтение лотосным стопам Вамшиваданы , причем Нитьянанда пояснил ему: "От преданных не сокрыто, что Вамшивадана - собственная дорогая флейта Кришны, милостью которой к Богу привлекаются внимание и любовь многочисленных душ, и те жадно впитывают возвышеннейшую мелодию преданности.
Взгляни, о Джива! Вот в этот дом приглашал нас к Себе Шри Чайтанья - там мы вершили дивные, поразительные дела. Взгляни - вот храм Джаганнатхи Мишры, где проводил он свое ежедневное поклонение Вишну, вот в этом доме принимал он своих гостей, а здесь нашла себе приют туласи. Когда-то он жил в этом доме, исполняя обряды, которые совершал прежде его отец, а теперь Ишана каждый день совершает те же предписанные обряды, руководствуясь надежными указаниями Вамшиваданы Тхакура. Некогда здесь стояло дерево ним - оно исчезло от божественного прикосновения Шри Чайтаньи".
В продолжение Своего рассказа Нитьянанда плакал от горького чувства разлуки, и Вамшивадана тоже не мог удержаться от слез. Затем, из любопытства, к ним присоединился Шриваса Тхакур, издали заметивший группу преданных, и они покинули дом Джаганнатхи Мишры. Вместе они отошли на двести метров к югу и оказались на внутреннем дворе Шривасы Тхакура, известном как "Шривасангам".