Духовные братья Шрилы Гуру Махараджа очень высоко ценили его и прямо говорили об этом. Один из них однажды сказал мне, что пока Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж пребывает в этом мире, они будут приходить к нему и принимать его наставления. Другие говорили, что, слушая Шрилу Шридхара Махараджа, они чувствуют, будто находятся в сени лотосоподобных стоп Прабхупады Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Почему же все духовные братья так высоко чтили Шрилу Гуру Махараджа? Целью жизни для них было служение Шри Шри Радхе и Говинде, и они понимали, что такое служение приходит к ним через их Шри Гурудева, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Но также они знали, что их Гурудев передал свою божественную силу Шриле Шридхару Махараджу, и потому считали, что силу и милость их Гурудева с его благословения хранит теперь Шрила Гуру Махарадж. Именно по этой причине они всегда стремились быть рядом с ним.
Эти преданные оставили все мирское, все суетные желания и присоединились к миссии, чтобы служить Шри Шри Радхе и Кришне, Прабху Нитьянанде и Шриману Махапрабху. Но как обрести это служение? Доступ к нему можно получить только по милости вайшнавов и Шри Гуру. Для них это было совершенно ясно, поэтому они готовы были пожертвовать всем ради того, чтобы время от времени приходить сюда и слушать Шрилу Гуру Махараджа. Они рассказывали ему о своей проповеднической деятельности и были счастливы, когда видели, как Шрила Гуру Махарадж радовался их успехам.
Многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа участвовали в собраниях Вишва-вайшнава-раджа-сабхи, которые проводил наш Матх. Шрила Гуру Махарадж неизменно уступал председательское кресло Шрипаду Бхакти Саранге Госвами Махараджу. Шрипад Госвами Махарадж получил санньясу от Шрилы Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж знал, что Шрипада Госвами Махараджа высоко ценили во всей Гаудия-миссии. Поэтому он всегда предлагал ему место председателя.
На одном из таких собраний Шрипад Госвами Махарадж, заняв председательское кресло, выступил с необычайной речью. Он сказал, что он сам и другие проповедники активно действуют во всех направлениях, но всегда с нетерпением ждут, как Шрила Шридхар Махарадж оценит качество их проповеди. В своей речи он употребил слово «симхавалокана». Этим он дал понять: «Мы проповедуем повсюду в мире, но время от времени приходим к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы посмотреть, доволен ли он нашей деятельностью».
Симхавалокана: пройдя какое-то расстояние, лев оглядывается по сторонам, прежде чем продолжить путь, проходит еще немного и оглядывается снова. Так и проповедники, говорил Госвами Махарадж, снова и снова обращаются к Шриле Гуру Махараджу, чтобы узнать, одобряет ли он их проповедь.
Рӯпа-сарасватӣ-дха̄ра̄ декхена тома̄те. Во главе духовной преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху стоит Рупа Госвами Прабху. Никто не говорит: «Чайтанья-сампрадая». Правильное название — «Рупануга-сампрадая». Махапрабху хотел, чтобы Гуру в Его сампрадае был Рупа Госвами. Духовный поток Рупануга-сампрадаи проходит через Шрилу Гуру Махараджа. Поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура так чтили Шрилу Гуру Махараджа. Они всегда чувствовали идущий через него духовный поток и чувствуют до сих пор.
Шрилу Рупу Госвами поставил во главе сампрадаи сам Шри Чайтанья Махапрабху. Чтобы понять, почему Он так поступил, нужно обратиться прежде всего к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Там все описано со всей ясностью. Махапрабху пришел в этот мир в ореоле божественного сияния. В это время Рупа и Санатана были министрами в правительстве Бенгалии. Однако, прежде всего, они были преданными Кришны. Они чувствовали, что Кришна вскоре появится на Земле, и пытались определить, где же это произойдет.
Установить место явления Махапрабху им помогло Его божественное сияние. Увидев его, они отправились навстречу. Им стало ясно: «Явился наш возлюбленный Шри Кришна!» Шри Рупу и Шри Санатану связывали с Господом особенные отношения. До встречи с Господом их звали Дабир Кхас и Сакар Малик. Санатана Госвами был премьер-министром, а Рупа Госвами — министром финансов. Внешне они были правительственными чиновниками, но в сердце всегда жаждали кришна-премы. Когда Нимай Пандит, Махапрабху Гаурасундар, предстал их взору, от Него исходил божественный свет.
Многие преданные знали, что Махапрабху — божественная Личность, нисшедшая из безграничного мира, и были связаны с Ним. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи. Преданные часто собирались вместе и говорили о будущем.
Они знали, что Махапрабху примет санньясу, и ждали этого дня. Когда же Рупа и Санатана узнали о том, что Махапрабху действительно дал обет санньясы, они привязались к Нему еще сильнее. Когда Махапрабху отправился во Вриндаван, Его путь проходил через Навадвип и Рамакели, и за Ним шли тысячи людей. Вот тогда-то Рупа и Санатана в тайне от всех встретились с Махапрабху в деревне Рамакели. Увидев Его, они сразу поняли, что Он их Господь, и со всей преданностью стали служить Ему.
Рупа и Санатана остановились неподалеку от Рамакели. Когда наступила ночь, они сменили свои богатые одежды на простые дхоти преданных и отправились на встречу с Махапрабху. Зажав в зубах травинки в знак смирения, они припали к лотосоподобным стопам Махапрабху с молитвой:
мат-тулйо на̄сти па̄па̄тма̄
на̄пара̄дхӣ ча каш́чана
париха̄ре ’пи ладжджа̄ ме
ким̇ бруве пурушоттама
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.190)
«Мы столь презренны, что недостойны даже предстать перед Тобой. Мы так низко пали, спаси нас!»
Когда Махапрабху услышал эти слова и увидел, как эти братья преданы Ему, сердце Его растаяло.
До встречи с Махапрабху Рупа и Санатана написали Ему много писем, и Он всегда старался поддержать их:
пара-вйасанинӣ на̄рӣ
вйагра̄пи гр̣ха-кармасу
тад эва̄сва̄дайатй антар
нава-сан̇га-раса̄йанам
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.211)
«Замужняя женщина, у которой есть возлюбленный, все время думает о нем, но при этом занимается домашними делами, как ни в чем не бывало».
«Вы поступайте подобным же образом, а когда придет время, Кришна освободит вас от обязанностей в миру».
Когда Рупа Госвами и его старший брат Санатана Госвами встретились с Махапрабху в Рамакели, Он подарил им новую надежду: «Ступайте домой. Придет время, и Кришна освободит вас от мирской службы. Вы Мои вечные слуги, поэтому никогда ничего не бойтесь. Кришна вам поможет».
Перед уходом они сказали Махапрабху: «Правитель этой земли мусульманин. Он хорошо относится к Тебе, но, увидев эти толпы, может и переменить свое отношение. Если рядом с Тобой будут тысячи людей, царь может почувствовать угрозу и навредить Тебе».
Позднее Шри Рупа встретился с Махапрабху, когда Тот возвращался из Вриндавана. Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами наставления и поручил ему продолжить Его миссию в Матхуре и Вриндаване. Махапрабху велел Рупе Госвами отыскать утерянные святые места, где проходили игры Шри Кришны, и написать книги, чтобы передать потомкам полученные от Него наставления. Махапрабху стал учителем Рупы Госвами и хотел, чтобы Рупа Госвами возглавил Его сампрадаю.
С Рупой Госвами Махапрабху встретился, кроме того, в Праяге, а с Санатаной Госвами — в Бенаресе. Оба они ученики самого Махапрабху Шри Чайтаньядева. Других Своих последователей Махапрабху не обучал лично, лишь давал им советы, но Шри Рупу и Шри Санатану Он учил сам. Махапрабху сделал их хранителями Своего учения. Таков был первый этап жизни Шри Рупы Госвами на Земле.
Позже Рупа Госвами встретился с Махапрабху в Нилачале и Шри Чайтанья принял его как сына. Махапрабху никогда не нарушал устоявшихся обычаев Джаганнатха-кшетры, поэтому Харидаса Тхакура Он поселил в крытой соломой хижине в саду Тапана Мишры. Когда в Нилачале появился Рупа Госвами, Махапрабху и его поселил в том же самом саду. Там же останавливался и Санатана, когда пришел на встречу с Махапрабху.
Махапрабху стремился не беспокоить других. Доброжелательное отношение ко всему живому — лучшее качество последователей вайшнавизма. Наш Гуру Махарадж говорил, что подлинная варнашрама-дхарма учит благосклонному отношению ко всему в природе. Варнашрама подразумевает такую организацию общества, при которой не нарушается естественный ход вещей. В этом случае мы сможем посвятить свою жизнь духовному совершенствованию, не нарушая течения жизни.
Махапрабху не стремился к установлению брахманизма, ибо все это поверхностно по сравнению с тем неизмеримо возвышенным, что Он принес нам. Его дар выше любого «-изма».
В Праяге, дав наставления Рупе Госвами, Махапрабху сказал Своим спутникам: «Придет время, и вы убедитесь, что он этого достоин». Признав Рупу Госвами лучшим Своим учеником, Махапрабху бросил открытый вызов Рамананде Раю, Сварупе Дамодару, Сарвабхауме Пандиту, Бхагавану Ачарье, Сикхи Махити и многим придворным пандитам, которые были Его последователями. Среди приближенных Махапрабху были сотни великих преданных. Рамананду Рая Махапрабху вообще считал равным Себе, и даже более того — Своим Гуру.
Сварупа Дамодар почитается вторым проявлением Махапрабху: са̄кш̣а̄т маха̄прабхура двитӣйа сварӯпа. И все же Махапрабху решил, что главой Его сампрадаи, Его духовной преемственности, будет Рупа Госвами. Он не наделил этими полномочиями Сварупу Дамодара, хотя его и почитали едва ли не превосходящим Махапрабху. Любое литературное произведение, прежде чем быть представленным Махапрабху, проходило строгую проверку Сварупы Дамодара. Все приходило к Махапрабху только через руки Сварупы Дамодара.
Когда Махапрабху встретился на берегах Годавари с Раманандой Раем, Он пожелал, чтобы Рамананда поделился с Ним знаниями. Эка ра̄ма̄нанда хой итхе адхика̄ра: «Рамананда — живой мукта-пуруша. Нет никого в этом мире, кто способен поступать так, как он». Хотя Махапрабху так высоко отзывался о Рамананде Рае, Он не указал на него как на Своего преемника.
Своим преемником Махапрабху избрал Рупу Госвами и представил его собранию Своих ближайших последователей, попросив испытать его. Судьей стал Рамананда Рай, который расспросил Рупу Госвами о его драмах «Лалита-Мадхава» и «Видагдха-Мадхава». Сам Рамананда Рай написал до этого пьесу «Джаганнатха-Валлабха-натака».
Кроме Рамананды Рая Махапрабху назначил судьями Сварупу Дамодара и Сарвабхауму Бхаттачарью, но Рамананда Рай был среди них главным. Он спрашивал Рупу Госвами о стилях разных частей его пьес, а также задал много вопросов, касающихся взглядов Рупы Госвами. Тот ответил один за другим на все вопросы, и ответы его были совершенными. Все собравшиеся пришли в изумление, и даже Харидас Тхакур, первый проповедник Святого Имени Господа, который начал распространять славу Харе Кришна маха-мантры за несколько лет до того, как это стал делать Махапрабху.
На долю Харидаса Тхакура выпало немало суровых испытаний и невзгод. Стражи порядка секли его на двадцати двух площадях и хотели засечь насмерть. Пройдя через все испытания, Харидас Тхакур явил миру величие Шри Харинама. О шлоке, в которой Рупа Госвами восхвалял Святое Имя, он высказался так: «Никогда прежде мы не слышали ничего подобного о славе Святого Имени».
Рамананда Рай сказал о Рупе Госвами:
— Ким̇ ка̄вйена кавес тасйа… Рупа Госвами представил нашему собранию истинное учение о Кришне, которое дал миру Махапрабху, и мы слушали его в изумлении. Он выразил словами то, что невозможно описать.
Тогда Махапрабху спросил Рамананду Рая:
— А что ты извлек из его слов?
— Его речь поражает красотой и совершенством, — ответил Рамананда Рай. — Ты передал ему все, что узнал от меня. В этом нет никаких сомнений. Никто другой не сможет так хорошо это представить. Ким̇ ка̄н̣д̣ена дхануш̣-матах̣: герой, не способный поразить цель, перестает быть великим. Рупа Госвами действительно великий герой, стреляющий без промаха. Мы все готовы признать его Твоим представителем.
Все были единодушны:
— Несомненно, без Твоей милости он не смог бы так полно и совершенно представить Твое учение.
Махапрабху с ними согласился, хотя никогда не считал Себя пандитом. Он сказал:
— Да, Я дал ему все Свои благословения. Более того, Я хочу, чтобы и вы все были к нему милостивы и благословили его проповедь Моего учения в этом мире.
— Но ведь Твоей милости вполне достаточно, — ответили преданные.
— Нет, — возразил Махапрабху, — вы Мои друзья. Так одарите же Рупу Госвами своей милостью. Тогда он преисполнится чистой любовью к Кришне и сможет проповедовать Его послание.
Все без сомнений благословили Рупу Госвами. Это была чудесная минута. Махапрабху наделил Рупу Госвами возвышенным, золотистым обликом и отдал в его полное ведение Свою сампрадаю. После этого Рупа Госвами целый год оставался в Джаганнатха Пури с Махапрабху и узнавал от Него все больше и больше. А затем он отправился проповедовать во Вриндаван Дхаму.
Кави Карнапура, которого Шри Чайтанья также наделил духовной силой, указал, кем являются преданные Махапрабху в кришна-лиле. Он писал, что в кришна-лиле Рупа Госвами — это Рупа Манджари, возглавляющая всех манджари. Главная служанка и возлюбленная Шри Кришны — Шримати Радхарани, а Ей служат восемь главных сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадевика. Над ними предводительствует Лалитадеви, под началом которой и служит Рупа Манджари. В гаура-лиле Рупа Манджари — это Рупа Госвами.
Если не считать учеником Шри Чайтаньи Махапрабху Вакрешвара Пандита, можно утверждать, что Его единственным учеником в то время был Кави Карнапура. Кави Карнапура был сыном Шивананды Сена. Когда он еще находился во чреве матери, Махапрабху велел Шивананде Сену назвать сына Пуридасом. Но когда мальчик появился на свет, Шивананда Сен дал ему имя Чайтаньядас. Когда ему было всего пять лет, он вместе с отцом пришел повидаться с Махапрабху. Господь спросил, как зовут мальчика. Кто-то сказал, что его имя Чайтаньядас, и Махапрабху, немного смущенный, возразил: «Нет, его зовут Пуридас. Почему ты назвал его Чайтаньядасом?»
Махапрабху наделил мальчика большой духовной силой. Он сказал: «Пуридас, воспевай святые имена. Повторяй: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе».
Но мальчик молчал. Два или три раза Махапрабху попросил его повторить мантру Харе Кришна. Удивлению Господа не было предела. «Кого бы Я ни попросил, все повторяют святые имена Кришны, — думал Он. — А этот ребенок как воды в рот набрал. В чем же дело?»
Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара, почему ребенок отказывается повторять святые имена, и тот ответил:
— Этот мальчик только что получил от Тебя духовное посвящение. Для него Ты Гуру мира, сам Кришна, посвятивший его в воспевание Святого Имени Господа. Он только что получил от Тебя мантру и не решается произнести ее вслух.
— Какой умный малыш! — изумился Махапрабху.
Так Пуридас принял свое необычное посвящение. Позднее он стал известен под именем Кави Карнапура и написал необычайно прекрасную пьесу под названием «Чайтанья-Чандрадоя-натака». Написать подобное выше человеческих возможностей! Кави Карнапура вложил в эту пьесу все духовные богатства Чайтаньи Махапрабху. Также его перу принадлежат «Гаура-ганоддеша-дипика» и «Кришна-ганоддеша-дипика».
От Кави Карнапура, Сварупы Дамодара, Рагхунатха Даса, Шрилы Дживы Госвами и других преданных мы узнаем, что Махапрабху лично передал руководство своей сампрадаей Шриле Рупе Госвами. В сампрадае Махапрабху Чайтаньядева Рупа Госвами занимает самое возвышенное положение, и именно он продолжает духовную преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху. Такова история, и относиться к ней следует очень серьезно. Надеюсь, что я доступно изложил ее вам.
Нароттам Дас Тхакур, который, как сказано в священных книгах, неотличен от самого Махапрабху, восславил Шрилу Рупу Госвами в одной из своих песен. В ней мы обнаружим всю сиддханту, все самые чистые чувства преданности и узнаем о высоких достоинствах Рупы Госвами. И по сей день молитва Шрилы Нароттама Тхакура остается жизнью и душой гаудия-вайшнавов. Именно ее хотел услышать Шрила Сарасвати Тхакур в последние минуты жизни, и не от кого-нибудь, а от Шрилы Гуру Махараджа.
Хотя у Шрилы Сарасвати Тхакура было мягкое сердце, ему нестерпимо было слышать эту песню от кого-либо другого. «Не красивое пение я хочу услышать. Песню эту будет петь только Шридхар Махарадж!» — воскликнул он. Она начинается так:
ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пӯджана
сеи мора пра̄н̣а-дхана, сеи мора а̄бхаран̣а,
сеи мора джӣванера джӣвана
Я не стану пересказывать ее на английском: слишком сокровенные истины в ней заключены. В дни явления и ухода Шрилы Сарасвати Тхакура и Рупы Госвами Прабху, а также в другие особые дни Шрила Гуру Махарадж всегда сам пел эту песню, передавая благословения Рупы Госвами всем собравшимся вокруг него преданным. Вспоминая эти лилы, я думаю о том, насколько же нам всем посчастливилось принадлежать к духовной традиции Рупы Госвами Прабху.
Шрила Рупа Госвами Прабху, ки джайа! Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, ки джайа! Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, ки джайа! Харинама-санкиртана, ки джайа! Миссия Шри Чайтанья Сарасват Шридхар, ки джайа! Джайа Намачарья Шрила Харидас Тхакур, ки джайа! Гаура премананде, Хари Хари бол!