Что было явлено Шрилой Джаядевом Госвами:
Поиск Шри Кришны
Прекрасной Реальности
Его Божественная Милость
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Радха — Царица гопи
После этого Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Иди дальше". Затем Рамананда Рай начал объяснять то служение, которое оказывает Радхарани в мадхурья-расе. Ее любовное служение безоговорочно выше служения всех других гопи.Ра̄дха̄м а̄дха̄йа хр̣идайе татйа̄джа враджа сундарих̣ («Гита-говинда», 3.1, Джаядевы Госвами). Все группы гопи могут быть отозваны лишь ради одной: Шримати Радхарани. Какое же то особое служение, которое приходит от Нее? Кришна, Изначальная Личность Бога (свайам-рупа), пребывает лишь со Шримати Радхарани. С другими гопи находится прабхава пракаша, Его полное проявление, но не свайам-рупа, изначальная Личность. Такова уникальность Шримати Радхарани. Нам следует преклониться в величайшей покорности перед этим высшим идеалом любовного служения Богу.
Проповеди Хранителя Преданности
Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа
Том Первый, стр. 107
Положение Шримати Радхарани – уникальное и высочайшее. Шри Джаядева Госвами написал, что Кришна хочет пыли стоп Шримати Радхарани (дехи-пада паллавам ударам, "Гита Говинда"). Однако, обычные люди не в силах понять это. Лишь последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, Его милостью, способны, до известной степени, понять сущность Радха-дасьям, служения Шримати Радхарани. Таким образом, Радха-дасйам есть высочайшее чаяние Гаудия Вайшнавов.
Том Четвёртый, стр. 47-48
Может показаться, что все гопи, принимавшие участие в танце раса, имели равный статус, однако в уме Радхарани возникло некое тонкое чувство ревности, и, продемонстрировав Своё превосходство в танце и пении, Она неожиданно исчезла. Она вышла победительницей в состязании с общей массой гопи, после чего неожиданно исчезла. Внезапно Кришна почувствовал Себя «пустым». Вся Его энергия брала начало в одном источнике, и совершался танец. Но, когда была отнята эта жизненная сила, то Он обнаружил, что пуст. Он искал Её, но не сумел найти. Тогда, в поисках Шримати Радхарани, Он украдкой покинул общество всех гопи. Радха мадхайа хридайе татйайа браджасундари. Джаядева говорит, что на одной стороне пребывает великое множество гопи, но всех их «перевешивает» Радхарани. Кришна отвергает их всех и отправляется Её искать. Эта истина также признана в беседе Махапрабху и Раманады Рая, в ходе которой было сказано, что существует качественное различие между любовным служением гопи и служением Радхарани.
Шри Гуру и Его Милость
Свами Б. Р. Шридхар
Поиск Шри Радхи
Уддхава показал нам, как высоко положение гопи. Но существует также безусловное различие между всеми гопи и Радхарани. Это доказано раса-лилой. Когда Кришна и гопи открыто являли свои сердечные взаимоотношения, и эта божественная раса лилась, затопляя все стороны света, Радхарани тоже была там. Она внесла величайший вклад в общее проявление, раса-виласу, паракия-мадхурья-расы, сладости внебрачной любви. Затем Радхарани неожиданно ощутила в Своем сердце неудовольствие. Она стала думать: «Меня тоже относят к общему потоку расы?» В душе Своей Она воспротивилась этому и внезапно ушла. Явив Свое неоспоримое, исключительное превосходство в танце и пении, придав всему происходившему совершенно новый вид, Она неожиданно ушла. Она оставила поляну танца раса. И Кришна вдруг обнаружил: «Здесь нет Радхарани! Все потеряло свой вкус». Раса продолжалась, но после того, как из нее ушло самое главное, в ней уже не было прежнего очарования. «Почему это уже не несет Моему сердцу такой услады?» — подумал Кришна. Он ощутил какой-то отлив. А потом Он выяснил, что нет Радхарани. Огорченный, Он оставил поляну танца раса и отправился на Ее поиски.
Паракия-мадхурья-раса, наивысшая сладость в том виде божественной любви, что внешне напоминает любовь мужчины и женщины, Вриндаван и гопи — всё было на месте, но есть безусловная качественная разница между всеми остальными гопи и особым кругом Радхарани. Они отличаются друг от друга радикально и во всех отношениях. Джаядeва Госвами в своей “Гита-говинде” (3.1) описывает, как Кришна оставил поляну танца раса:
камсарирапи самсара васана-баддха-шринкхалам
радхам адхайа хридайe татйаджа враджа-сундарих
|
“Шримати Радхарани завладела сердцем Господа Кришны, ибо Он захотел танцевать только с Ней. Так Он оставил поляну танца раса и общество всех остальных красавиц Враджа”. Так Джаядева описывает, как Кришна, Чьим сердцем завладела Радха, оставил поляну танца раса. Кришна отправился на поиски Радхарани! Как же высоко Её положение! Сказано: «Даже окружённый миллионами гопи, Господь Кришна не мог удовлетворить Свои духовные желания любовных отношений. Поэтому Он пошел искать Шримати Радхарани. Только представьте себе, какими духовными достоинствами Она обладает! (шата-коти-гопитe нахe кама нирвапана)».
Там было множество других гопи, но качеством они несколько уступали. Даже все вместе они не могли удовлетворить Кришну. Причина тут — качественная разница. Вот что было нам открыто.
и о чем он нас предупредил:
«Одна из его знаменитых книг – Гита-Говинда, которая полна трансцендентных сладостных чувств разлуки с Кришной…
В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур замечает, что вызванные разлукой чувства, подобные тем, которыми наслаждался Шри Чайтанья Махапрабху, слушая чтение книг Видьяпати, Чандидасы и Джаядевы, являются уделом таких личностей как Шри Рамананда Райя и Сварупа Дамодара: они были парамахамсами, совершенными людьми, в силу своего высокого духовного сознания. Подобные темы не должны обсуждать люди заурядные, имитирующие деяния Господа Чайтаньи Махапрабху».
- Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада
(из комментариев к Шри Чайтанья-чаритамрите)
Нисшествие Святого Имени
Шрила Шридхар Махарадж
Речь, транскрибированная Ачьютанандой Дасом, Набадвипа, 1976
«Эти истины о нисшествии Харе Кришна мантры были поведаны Джаядевой Госвами, джагат-гуру, автором прекрасного стиха, описывающего этот процесс.
«О, Хари Нама, Ты входишь в мои уши и касаешься моего сердца, и слёзы текут из моих глаз и падают на землю; глина размягчается, и на земле остаются отпечатки моих стоп, благодаря которым мои преемники способны следовать за мной».
|