Шрила Джива Госвами
Шри Шри Прапанна-дживанамритам
Шрилы Б.Р. Шридхара Махараджа
шри-кришна-чайтанья-прапаттир эва юга-дхарммах-
антах кришнам бахир гаурам, даршитангади-вайбхавам
калау санкирттанадйаих сма, кришна-чайтаньям ашритах [20]
Шри-Дживапанадам
Единственная настоящая религия этого века: предаться лотосным стопам Шри Чайтанья Махапрабху – В окружении Своей божественной свиты Верховный Господь Шри Кришна Чайтанья явил себя во всем Своем первозданном великолепии. В этот Век Кали наше единственное спасение – принять в Нем прибежище, преданно служа Ему через санкиртану – совместное воспевание святых имен. Изнутри Он – никто иной как Сам Кришна; снаружи Он – Золотой Господь Шри Кришна Чайтанья.
- Шри Джива Госвами
Проповеди Хранителя Преданности, Том 3
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
стр. 22
Преданный: Каков смысл этого названия?
Шрила Гуру Махарадж: Название «Шри-Шри Прапанна-дживанамритам» означает прапаннанам, дживане, амрита-сварупам: «Нектар в жизни предавшихся душ». То была моя идея с самого начала – прапанна-дживанамрита – для, кто пришёл, чтобы принять это явление, почувствовать его, оно будет подобно нектару. Для тех, кто предался, то будет нектар, но другие, обычные люди, могут не дать этому явлению должную оценку.
То будет нектар в жизни предавшихся душ, обладающих подлинным адхикаром, соответствующих истинному стандарту веры, который позволяет обрести этот нектар. Шрила Джива Госвами написал: «Люди, обладающие верой в Веды, в Шримад Бхагаватам и подобные источники – лишь они должны читать эту книгу; однако я предостерегаю людей, лишённых веры, от чтения моей книги». Джива Госвами написал так: «Вы, неверующие, не должны касаться моей книги. Она не предназначена для вас, неверующие! Она предназначена лишь тем, у кого есть вера в подобные явления. Другие же отвергаются. Вы, обычные люди, не должны касаться моей книги, поскольку ложно её истолкуете».
Любовный поиск пропавшего слуги
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
стр. 62
Таким образом, божественные деяния Кришны сохранены за Его сладостной волей: «Все права закреплены». Мы хотим отыскать некий закон, стоящий над Его сладостной волей, но это непоследовательно. Это внутренне противоречивое стремление. С одной стороны, мы говорим, что Кришна ведом исключительно Своей сладостной волей, но, с другой стороны, мы пытаемся найти некий закон, обуславливающий Его деяния. Это противоречие. Лила совершает своё движение, направляемая Его сладостной волей. Если мы говорим, что это лила, то этому явлению невозможно придать некую определённую форму. Мы можем сказать, что лила была явлена в определённом месте определённым образом. Но мы не можем быть уверены в том, что сегодня эти события примут то же самое направление.
Именно по этой причине мы находим расхождения в том, как лилы, происходившие в разные эпохи, преподносятся в различных источниках. Джива Госвами объяснил причину различий в описаниях Игр Господа в Пуранах тем, что в одну эпоху некая лила совершалась одним образом, а в другую эпоху – иным. Поэтому, мы находим расхождения даже в описаниях одной и то же Игры.
Учёные могут бросить нам вызов: «Почему в Падма Пуране некая лила представлена определённым образом, а Бхагавата Пурана содержит иное описание? Почему Харивамша расходится с Махабхаратой?» Мы отвечаем им, что в разные калпы, эпохи, игры совершаются по-разному. Та или иная лила Господа может быть представлена в этом мире бесконечным множеством образов, поскольку Он безграничен, независим и абсолютен».
Таким образом, отбрасывая все сомнения и опасения, мы будем приближаться к Абсолюту в духе полной открытости и свободы от предрассудков. Мы будем обращаться к Нему в этом духе, пытаясь как можно больше избавиться от предвзятости и памяти былого опыта.
Проповеди Хранителя Преданности», том второй
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
стр. 16
Преданный: Я слышал, что, по мнению некоторых Ачарьев, смарана, внутреннее памятование, обладает первостепенным значением в качестве преданного служения Господу – даже более существенным, нежели киртана или воспевание (прославление); или же оно второстепенно по отношению к киртану?
Шрила Гуру Махарадж: Подобное мнение существует, поскольку смарана исключительным образом связана с сознанием, или, можно сказать, в большей мере соотносится с тонким измерением нашего существования; поэтому она не может не быть самой эффективной формой садханы, или средства достижения цели. Но наш Гуру Махарадж, Шрила Джива Госвами, а также Кавирадж Госвами Прабху – все они подчёркивали киртану, особенно, для начинающих. Гуру Махарадж говорит в песне «Вайшнава ке?» («Кто такой Вайшнава?»):
киртана прабхаве, смарана хаибе,
се кале бхаджана нирджджана самбхава
«Внутреннее памятование возможно лишь силой киртана, и тогда (при условии совершения киртана) возможно служение в уединении». Нирджджана-бхаджана или смарана - «эксклюзивная преданность в уединении, без сознания окружающего мира», не возможна для начинающих вовсе. Как говорит Шрила Джива Госвами (Бхакти-сандарбха, санкхйа 273):
йадйапй анйа бхактих калау карттавйа,
тада киртанакхйа-бхакти-самйогенаива
«В современную Кали-югу из девяти фундаментальных форм Практики Преданности, формы иные, нежели киртана, несомненно, следует практиковать, но они должны сохранять характер подчинённости киртану». И это принцип учения Махапрабху. Киртана обладает уникальной природой, особенно в настоящую Кали-югу».
«Любовный поиск пропавшего слуги»
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
Стр. 106
Если мы стремимся понять, какой эффект производит воспевание святого имени чьими-либо устами, то должны проанализировать мотив. Временами чьё-то воспевание может производить определённый эффект, но не всегда. Тем не менее, Джива Госвами приводит следующий пример в качестве свидетельства того, как святое имя может оказывать воздействие, даже если произносящий не осознаёт всю полноту его смыслов. Однажды, на некого мусульманина напал дикий вепрь, и тот вскричал: «Харама! Харама!» «Харама» означает «отвратительная свинья!» С другой стороны, «Ха Рама!» означает, «Господь!», позволивший кабану напасть на меня. Так или иначе, мусульманин призвал Господа Раму, и святое имя оказало своё божественное влияние на мусульманина, который достиг освобождения.
«Проповеди Хранителя Преданности», том третий
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
стр. 28
В то время, читая книги Дживы Госвами, я обнаружил, что, по его словам, люди, обладающие деньгами, но не тратящие их на Господа, совершают витта-сатхью. Аналогичным образом, люди, имеющие известные знания и опыт в связи с бхакти, Кришной и преданными, но не желающие помогать другим, совершают джнана-сатхью. В то же время, я с детства помнил историю из Пуран, в которой рассказывается о том, как некий брахман был великим учёным, но не делился своими знаниями и никому не помогал.
В результате, в следующей жизни он получил тело дерева манго, которое приносило множество прекрасных фруктов, но их не касалась ни одна птица. Однажды Анантадева, находясь на пути к Богу, заметил это дерево. При встрече с Господом, последний, в ответ на вопрос Анантадева, сказал: «Он был великим пандитом, но никого не обучал и не наставлял. Он был настолько скуп в отношении своих познаний, что в следующем рождении оказался в положении дерева».
«Любовный поиск пропавшего слуги»
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
стр. 66
Джива Госвами объяснил в своей «Бхакти-Сандарбхе» фундаментальный смысл термина «Бхагаван». Он говорит: бхагаван бхаджанийа-сарва-сад-гуна вишиштха. Говоря «Бхагаван», он описывает этот аспект безграничного: бхаджанийа, объект поклонения. Когда мы соприкасаемся с Ним, то стремимся отдать себя Ему ради Его удовлетворения – речь идёт о безграничном такой природы. Существуют различные типы безграничного. Высочайшая концепция безграничного есть бхаджанийа гуна вишиштха: Он настолько прекрасен и привлекателен, что вдохновляет всех отдавать себя Ему. Ни одна другая концепция безграничного – ни идея безграничного пространства, ни идея бесконечного времени, ни что-либо ещё – не могут сравниться с этой высочайшей концепцией безграничного: все-привлекающим безграничным. Все иные аспекты безграничного – бесконечного времени, безграничного пространства, безграничной силы – носят внешний характер. Но безграничная любовь, вызывающая влечение и стремление вручить себя ей есть безграничное высшей природы. И это Кришна.
«Проповеди Хранителя Преданности», том первый
Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
стр. 26
Шрила Джива Госвами Прабху дал прекрасное определение понятию «Бхагаван»: бхаджанийа сарва-сад-гуна-вишишта – «Природа Верховного Господа, Бхагавана, такова, что каждый, кто соприкасается с Ним, желает служить Ему и жертвовать собой ради Его счастья». Это результат веры в её развитой форме. Он столь благороден, что мы будем думать: если мы умрём ради Него, то цель нашей жизни будет достигнута. Его природа настолько благородна, что порождает величайшую степень жертвенности по отношению к Нему; она влечёт к Нему всех и вся. «Умереть, чтобы жить». Такова природа жизни.
|