Шрила Б.С. Говинда Махарадж, Севаите-Президент-Ачарья |
Президент-основатель Ачарья, Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж
|
|
18.04.2015
Пандит Шри Гададхар ГосвамиОм Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж Перевод статьи на бенгали, первоначально опубликованной в журнале «Шри Гаудийя Даршан» (том второй, выпуск первый) 12 августа 1956 г.
Шри Гададхар Госвами – высший из близких спутников Шри Гауранги. Как положение Шри Радхики – сравнительно с положением всех остальных – несомненно, является высочайшим в мадхура-лиле Шри Кришны, так и особая аударья-мадхура-раса в природе Шри Пандита Госвами есть объект величайшего влечения для Шри Гауранги – сравнительно с тем влечением, которое Он испытывает в отношении всех, присутствующих в измерении аударья-лилы Шри Гаура-Кришны и служения Ему в аударья-мадхура расе. Великие души видят Шри Радху в Пандите Гададхаре. Явление Пандита Гададхара происходит летом, в амавасью (новолуние) в Джйаиштху, а его уход – месяцем позже, в амавасью в Ашадх. Жизнь Пандита Госвами – это особое подношение молчаливого и тотального самопожертвования ради возлюбленного. Лишь те люди, которые способны испытывать неслыханную радость, по достоинству ценя чудесное украшение противоречия при виде нищенской сумы на плече Лакшми Деви, в состоянии дать должную оценку великой славы уникальной личности Шримат Пандита Госвами. С детства он был очень прост, молчалив, скромен, вежлив, предан Господу и брахманам, и с любовью относился к друзьям. Будучи благородным, он испытывает, однако, робость; хотя и предавшаяся душа, он чувствует себя уязвлённым; хотя и обладает всей полнотой реализации, чувствует себя неопытным; и, хотя и является лидером, ведёт себя как покорный слуга. Его привязанность к своему владыке Господу Шри Гауранге такова, что даже взгляды обычных последователей Гаурасундара заставляют его испытывать неуверенность и робость. Его одержимость своим Гуру, Шри Гаурой, заставила его позабыть мантру, посредством которой совершается поклонение. Даже малая вера в Шри Гаурангу издалека привлекает его сердце – настолько, что его любовь к подобным людям проявляется в том, что он рассматривает как хвалу оскорбления любого, кто обладает подобной склонностью к Шри Гауранге. Суть характера Шри Пандита Госвами такова: он подобен человеку, находящемуся в пренебрежении; тому, кто отдал всё своё богатство и добровольно надел нищенские лохмотья. Богатство Шри Гададхара не является внешним богатством, подобным царству Харишчандры, принесённому в жертву, или телам Шиби и Дадхичи, которые были принесены в жертву. Жертва Шри Гададхара не похожа на случай кормилицы Панны, пожертвовавшей своим дорогим сыном, или жертву таких цариц, как Падмини, которые отказались от своих тел, стремясь сохранить свою чистоту. Она не похожа даже на жертву Сократа, расставшегося с телом ради проповеди бессмертия души, или жертву Иисуса Христа, пожертвовавшего своим телом ради спасения мира. Для знатока души, пребывающего в высшем измерении, телесная жертва – крайне незначительное явление. Гораздо труднее отвергнуть богатство внутреннего тела, отказаться от врождённого духовного богатства. Лишь, будучи способны по достоинству оценить богатство преданности, которым обладает освобождённая душа, и, более того, богатство премы, мы сумеем оценить настроение в несравненном даре богатства сердца Шри Пандита Госвами. Природа этого настроения становится понятной лишь по его милости и милости его спутников. Эти сокровенные реалии не могут стать предметом скорого и лёгкого понимания. Тем не менее, понимая их значимость, мы обозреваем их. Более того, следует определять не только ценность дара (посредством сравнительного анализа даров), но и качества тех, кто эти дары получает. Величие дара и плоды его принятия прямо пропорциональны качествам получателя дара. Исходя из этого представления, величие как субстанции дара сердца Шри Пандита Госвами, так и получателей этого дара не знает себе равных. Причина этого состоит в том, что богатство премы Шри Радхи есть высочайшая субстанция, а Шри Кришначандра в качестве сына брахмана (Шри Гаурасундара) есть величайший получатель даров. Обсуждая этот предмет, мы вспоминаем историю Шри Яджнавалкьи. В ходе обсуждения всё более и более высоких концепций души, и даже после того, как была представлена самая высокая концепция, отвечая на вопрос о существовании ещё более высокого представления, Яджнавалкья Риши непреложно утвердил лимит ценности любопытства. Хотя мы неспособны осознать величие Шри Пандита Госвами, великие души поделились с нами своим божественным пониманием тождества Гададхара. Однако мы, в силу нашего невезения, неспособны поверить им и тонем в болоте оскорблений, порождаемых пренебрежительным отношением к их пониманию. Более того, находятся люди, которые, выступая под стягом своих собственных домыслов, приписывают внутреннее богатство Шри Радхи Нитьянанде-Баладеве или Дасу Гададхару, становятся оскорбителями Истины, и запирают на засов дверь, за которой находится наше собственное совершенство (сваруп-сиддхи). Иные, будучи неспособны понять природу поклонения Гаура-Кришне, совершаемого Гададхаром, рядят Нараяну в одежды наслаждающегося и приглашают Его наслаждаться, считая, что супругу Вишну Прийи, Гаура Нараяне, присуще умонастроение наслаждения. Когда Шри Кришна украшен сердцем Радхи, Он есть Шри Гаура, а когда Гаура отделён от Радхи, Он есть Шри Кришна. Лишь Шри Кришна является объектом поклонения для мадхуры и всех остальных рас. Такие формы Господа, как Шри Рама, не имеют подобного качества. Шри Гаурасундар, сын брахмана, Шри Кришначайтаньядев, лидер санньяси, никогда не разговаривал и не разговаривает (или каким-то иным образом имеет дело) с чужими жёнами в настроении распутника. Считать, согласно вышеупомянутому представлению, что Он наслаждается богатством других (паракийя-самбхога) есть безвкусица (расабхас); это оскорбление; это противоречит учению великих душ; это низкое заблуждение. В Шри Чайтанья-бхагавате, Шри Чайтанья-чаритамрите и других заслуживающих доверия трудах великих душ нет никаких упоминаний или иллюзий на эту идею Гауры-наслаждающегося, и не может быть. Как целомудренная жена, когда её муж поклоняется Божеству, служит ему, помогая в поклонении, и в это время не препятствует ему поклоняться игривыми речами и намёками, уместными для супругов, так и в Играх Шри Кришначандры, когда Он медитирует и предан поклонению Шри Кришне в настроении Шри Радхи – в Его Играх поклонения Шри Кришне (Самому) в Его форме Шри Гауранги, уместной для такого поклонения, – Шри Гададхар, Сама Шри Радхика, ведёт жизнь, содержанием которой служит помощь Его Владыке, который всецело предан поклонению – только эта форма помощника всегда проявлена в Гададхаре. Шри Радха и Кришна всегда пребывают в игривом настроении Враджы, а Шри Гадай и Гауранга всегда пребывают в великодушном настроении Набадвипа. Шри Радха и Кришна мадхурьи Враджы суть Шри Гададхар и Гауранга аударьи Набадвипы. Иной образ мыслей о них препятствует их союзу. Следует отвергнуть расхожие представления практикующих и предпочесть им путь великих душ, которому необходимо следовать неукоснительно. Шри Гауранга – Божество премы. Хотя Шри Кришна – Божество премы, поскольку в Нем преобладает наслаждение, то Он не проявлен как Божество премы во всех отношениях. Однако Шри Гауранга, пребывющий в расах разлуки (випраламбхи) и великодушия (аударьи), является Божеством премы даже для обычных обусловленных душ. Шри Нитьянанда Прабху, будучи Божеством-формой Шри Гуру, неустанно ходит от двери к двери, обращаясь к грешным душам с целью дать им это Божество премы. Шри Адвайта Прабху, Божество высочайшей степени всего благоприятного, звал Премаватара Шри Чайтаньячандру, привёл Его на землю, и показал каждому истинный путь. Шривас Пандит и другие преданные являются помощниками и богатством в Играх санкиртаны Бога премы Шри Гауранги. Шри Сваруп, Рупа, Санатан, Рагхунатх, Джива и другие суть нектарные потоки фонтана премы, оживляющие целый мир. (Этот грешник, лелеющий слабую надежду, является нищим попрошайкой, желающим одной капли этого нектара. Милость Шри Гуру и Вайшнава – его единственная надежда.) Шри Кришна принял форму Божества премы, Шри Гауранги, чтобы петь преме славу. Понимая, что это было возможно лишь благодаря принятию настроения Его возлюбленной, Шри Радхи, которая является высочайшей сокровищницей богатства премы, Он принял Её настроение. Шри Кришна будет ревностно поклоняться Шри Радхе и делал это. Но в Его Гаура-лиле с преданными Его природа Шри Кришны, то есть Его природа любви к гопи и тотальной подчинённости Шри Радхе проявлена в полной мере. Любовь Гауры к Гададхару не знает себе равных. Но форма Его любви изменилась в противоположную сторону. Кришна носил одеяния настроения Радхи, а Шри Радха стояла нищей. Это форма Шри Гададхара. Во время поклонения Кришны в настроении Радхи, после того, как Шри Гададхар предложил всё своему возлюбленному, нагая, полная славы форма Гададхара отражалась в глазах тех, кто жаждал видеть её – в глазах близких спутников Господа, жаждущих интенсивной премы. Объект поклонения оделся как поклоняющийся. Поклоняющийся отдал объекту поклонения даже источник своих подношений поклонения (своё сердце) и встал в величественной позе сарва-атма-арпаны: отдания всего своего существа. В ходе этого, желая достичь бесценного богатства объекта влечения и любви поклонения, последователи Шри Гауры, под руководством Гададхара, открыли уникальный путь и результат служения Шри Гауранге. Последователи Гададхара более глубоким образом переживали экстаз в разлуке Шри Радхи (випраламбха-расу).
гадаи-гауранга джайа джахнава дживана ситапати джайа шривасади-бхакта-гана «Вся слава Гададхару, Гауранге, жизни Джахнавы – Нитьянанде, мужу Ситы – Адвайте, Шривасу и всем преданным Господа!»
Примечания (принадлежат перу Его Святейшества Шрипада Бхакти Камала Тьяги Махараджа): Харишчандра: член солнечной династии и царь Айодхьи, упомянутый в Шримад Бхагаватам и других писаниях. Стремясь сдержать своё обещание дать мудрецу Вишвамитру всё, чего тот пожелает, Харишчандра отдал своё царство, продал себя, свою жену и сына в рабство и претерпел крайние страдания. В качестве раба он работал в месте кремации трупов и был вынужден требовать у своей жены, ставшей рабыней падшего брахмана, плату за кремацию своего собственного сына. Когда его добродетели были подвергнуты крайнему испытанию, боги предстали перед Вишвамитрой и благословили Харишчандру, его жену, сына, и всех бывших подданных Харишчандры в Айодхье, подарив им царство на небесах. Шиби: великодушный и послушный долгу царь, добродетели которого подвергали испытанию полубоги. Он упоминается в Шримад Бхагаватам и других писаниях. Однажды на колени Махараджа Шиби упал голубь, который стал молить царя о защите от преследовавшего его орла. Затем, прилетел орёл и потребовал отдать ему голубя. Махарадж Шиби, пообещавший голубю защиту, согласился отдать орлу кусок своей собственной плоти, весом равный весу голубя. Царь отрезал от своего тела куски плоти и помещал их на весы, однако голубь по-прежнему весил больше. Наконец, царь поместил на весы всего себя. Он пожертвовал жизнью, чтобы сдержать слово и подать благочестивый пример своим подданным. Видя это, орёл и голубь приняли свой истинный облик Индры и Агни, и благословили Махараджа Шиби, подарив ему место на небесах. Дадхичи: мудрец, упоминаемый в Шримад Бхагаватам и других писаниях. Он совершал аскезы, следовал обетам, был обладателем сильного тела, был носителем абсолютного знания и владел искусством декламации кавачи (защитной мантры), которая сделала его неуязвимым. Когда Индра и полубоги столкнулись с угрозой в лице Трашты и Вритасуры, они взмолились Господу о помощи. Господь посоветовал им попросить у Дадхичи Муни его тело, а затем попросить Вишвакарму сделать из костей тела ваджру (оружие-молнию). По просьбе богов, Дадхичи, рассказав о том, насколько велика добродетель самопожертвования ради блага других, предложил себя Господу и расстался с телом. Затем Индра одолел Вритасуру с помощью ваджры, сделанной из костей тела Дадхичи. Панна: кормилица, которая служила в царском дворце в Меварском царстве (Мевар – историческая область на юге Раджастхана) во времена правления раджпутского Махараны Санграма Сингха в 16 столетии. Она воспитывала двух сыновей царя, Викрамадитью и Удая, и родного сына, Чандана, который был ровесником Удая. После того, как царь Санграм Сингх погиб в битве с Бабуром, его кузен Банбир попытался захватить трон. Банбир убил Викрамадитью, а затем уже собирался убить младшего принца Удая. Панна узнала об этом, спрятала Удая в корзине в лесу за пределами дворца, а в постель Удая положила своего сына Чандана. Вскоре появился Банбир с мечом в руках и на глазах у Панны убил её сына, приняв его за Удая. Панна кремировала тело Чандана, а затем глубокой ночью бежала из царства с корзиной, в которой прятался Удай. Она воспитала его в джайнском царстве Кумбхалгадх, а когда мальчик подрос, Панна рассказала ему историю его жизни. Впоследствии Удай вернулся в Мевар, убил Банбира и стал правителем. Падмини: царица Читтора в 13 веке, которая досталась царю Равалу Ратану Сингху в ходе церемонии сваямвары. Султан Алауддин Хильджи, услышав о красоте Рани Падмини, решил захватить её силой для своего гарема. Он пришёл с войском и осадил Читтор. Царь Равал Ратан Сингх достиг с султаном компромисса, позволив ему один раз увидеть отражение Падмини в зеркале. После этого Алауддин похитил Сингха. Падмини направила султану послание, в котором сообщила, что готова отдать себя султану в обмен на царя. Она явилась на встречу с Алауддином в сопровождении ста пятидесяти паланкинов, внутри которых были спрятаны солдаты. Когда появился Алауддин, доставивший царя для «обмена», солдаты освободили царя и супруги вернулись в Читтор. Позже Алауддин вернулся с большим войском и, понимая, что поражение неотвратимо, Падмини и все женщины Читтора совершили джаухар, самосожжение в гигантском костре. Сократ: греческий философ, пропагандировавший, в числе прочего, представление, согласно которому душа бессмертна, и потребностям души следует отдавать предпочтение перед потребностями тела. Сократ жил под властью правительства материалистов, которое он открыто и изощрённо критиковал как письменно, так и в публичных выступлениях. Его посчитали социально опасным; в конце концов, он был арестован по обвинению в «развращении умов афинского юношества» и популяризации неслыханных представлений о божественном начале. Сократ признал свою «вину», и, в ответ на вопрос о том, каким должно быть наказание, он ответил: «Пожизненная пенсия и ежедневный бесплатный обед в обмен на услуги, которые я предлагаю афинским горожанам». Его приговорили к смерти. Хотя его ученики подкупили стражей, Сократ отказался воспользоваться шансом бегства в другую страну и, вместо этого, попросил, чтобы ему незамедлительно принесли кубок с ядом. Он предпочёл умереть подобным образом, желая показать, что не боится смерти, желая вселить в людей веру в бессмертие души и показать, что духовные ценности должны превалировать над материальными целями. Яджнавалкья: ученик Ваишампаяны Риши, который был учеником Кришны Дваипаяны Ведавьяса. Яджнавалкья молился Господу в форме солнца и получил в дар Ваджасанейи-самхиту Яджур-веды. Впоследствии он обучал Джанаку Риши и выполнял функции жреца в ходе жертвоприношения Раджасуйя, которое Пандавы совершали под руководством Кришны. Его учение излагается в Махабхарате, в Упанишадах и Пуранах. |
|
© scsmath.com Шри Чайтанья Сарасват Матх на других языках: Греческий, Датский, Испанский, Итальянский, Норвежский, Португальский, Словацкий, Турецкий, Хинди, Чешский, Шведский
Русское зеркало сайта scsmath.com
|