Слава Шри Гуру и Гауранге: Шри Чайтанья Сарасват Матх
Шрила Б.С. Говинда Махарадж, Севаите-Президент-Ачарья
Президент-основатель Ачарья, Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж
О нашей эмблеме

Добро пожаловать на официальный веб-сайт

Шри Чайтанья Сарасват Матха

Миссии Шрилы Б. Р. Шридхара Махараджа и Шрилы Б. С. Говинды Махараджа​

scsmath.com | harekrishna.ru
   

Поиск по scsmath.ru:


thumb

«Имя Кришны тождественно Самому Кришне; если вы оскорбляете тех, кто проповедует Их славу, то Имя будет вами недовольно. Имя не явится в вашем сердце». 

- Шрила Говинда Махарадж


thumb
Совет Ачарий Шри Чайтанья Сарасват Матха.
 


Главная
Краткое введение
Новости
Архив новостей

Ресурсы
Книги
Архив текстов
Аудиозаписи
Фотографии
Видео
Календарь
Мировые туры
Полезные материалы
Советы по работе с мультимедийными файлами
Детский уголок

Наша миссия
Центры
Книжный магазин
Пожертвования
Другие сайты
Советы паломникам
Контакты

Наши
Хранители

Ученическая преемственность

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж

Шрила Бхакти Сундар
Говинда Махарадж


Шрила Бхакти Ракшак
Шридхар Махарадж


Шрила Бхакти Сиддханта
Сарасвати Тхакур


Шрила Гаура Кишор
Дас Бабаджи Махарадж


Шрила Бхактивинод
Тхакур


Шрила Джаганнатх
Дас Бабаджи Махарадж


Шри Чайтанья
Махапрабху


14.01.2012

Проповедь в научном сообществе

Отчёт о туре по Северной Индии

Ноябрь-декабрь 2011

Научные семинары и интервью с учёными, посвящённые вопросам происхождения жизни и происхождения вселенной

НАУКА И РЕЛИГИЯ – это две самые влиятельные силы, формирующие прогресс человеческой цивилизации. Вряд ли можно игнорировать вклад науки или религии. Оба эти явления будут существовать до тех пор, пока в мире существует культура и цивилизация. Следовательно, крайне важно изучить феномен взаимосвязи науки и религии – в прошлом, в настоящем и в будущем.

Древняя литература и археологические свидетельства ясно указывают на то, что во взаимоотношениях науки и религии царила гармония, и теистическая наука процветала до Галилео (1564-1642) и Декарта (1596-1650). В этот период как в научном сообществе, так и в рамках религиозных традиций жизнь считалась принципом, стоящим выше неодушевлённой материи. Однако конфликт науки и религии начался, по большому счёту, когда Галилео и Декарт стали размышлять о природе мироздания. Галилео разделял две реальности: первичные качества и вторичные качества. Первичные качества – это объективные или внешние качества, такие как температура, длина волны, твёрдость и т.д. С другой стороны, субъективные качества носят более внутренний характер – например, ощущения тепла, цвета, боли, удовольствия и т. д. Галилео пытался рассматривать первичные качества, опираясь на свою научную работу, и хранил молчание относительно вторичных качеств. Впоследствии Декарт высказал некоторые философские идеи, которые ныне известны как «картезианский дуализм» – res cogito and res extensa.

Ещё позже Хьюм (1711-1776) практически разрушил рационалистическое мышление, стремясь создать натуралистическую науку о человеке. Ньютон (1642-1727) представил механистическую теорию движения физических тел, полностью игнорируя роль субъекта во всех научных исследованиях. В согласии с картезианской философией, современная наука считает, что объект и субъективное знание объекта – это не связанные между собой явления.

Современная атеистическая наука начала своё развитие, опираясь на подобный дуализм, породивший представление о том, что учёные способны заменить Бога. Таким образом, учёные стали считать, что способны играть со вселенной и давать всему определение в категориях объективных качеств. Под влиянием подобного редукционистского мышления Чарльз Дарвин в своей схеме «маленького тёплого пруда» спекулятивно постулировал возникновение жизни из химической комбинации молекул. Теперь эта идея известна как теория абиогенеза.

Случайная комбинация молекул постепенно развилась во все формы жизни, которые мы сейчас наблюдаем. «Нео-дарвинизм» – это термин, введённый в обиход с целью описать современный синтез «объективной эволюции» по Дарвину (теорию естественного отбора) с генетикой Менделя. Важно отметить, что две эти материалистические теории жизни (абиогенез и объективная эволюция) не включают ключевую характеристику, отличающую жизнь, – сознание.

Работа большинства учёных ограничена очень узкими сферами. Зачастую они не в состоянии видеть целостную картину. Следовательно, даже хотя их сфера науки не подтверждает реальность объективной эволюции, они допускают, что, возможно, другие сферы науки содержат подобные доказательства. Хотя учёные эти – люди, движимые благими намерениями, будучи невежественными в отношении реальности, они остаются догматичными в своём понимании жизни. В большинстве своём, биологи и генетики признают, что их исследования не подтверждают реальность объективной эволюции.

Однако они принимают как данность, что геология подтверждает это. С другой стороны, геологи полагают, что геологические свидетельства недостаточны, чтобы говорить об эволюции как о факте, но ожидают, что биологи и генетики обладают подобными свидетельствами. Таким образом, материалистическая концепция жизни навязывается широким массам в колледжах и университетах. Это основная причина дисгармонии между наукой и религией в наше время. Эта «объективная» наука стала настолько влиятельна, что многие учёные считают, что они не испытывают ни малейшей потребности в Боге. Современная наука даже угрожает стереть религию с лица земли. Считая жизнь не более чем комбинацией молекул, образованные люди, не колеблясь, проявляют вопиющее неуважение к жизни и природе. Тяжкие последствия этого «развитого» материализма уже начали угрожать всей человеческой цивилизации в форме загрязнения окружающей среды, механистического и полного стрессов образа жизни, увеличения уровня самоубийств, терроризма – список далеко не полный и быстро растущий.

С тем, чтобы найти надёжное решение проблем, с которыми сталкивается наша цивилизация, каждый мыслящий человек – учёный или религиозный человек – должен быть глубоко заинтересован в понимании природы жизни на очень глубоком уровне. Нам не стоит ошибочно полагать, что исключительно биологи имеют монополию на изучение и понимание жизни. В этом отношении Шрёдингер может быть источником вдохновения для всех учёных. Хотя и специалист в области квантовой физики, а не биолог, Шрёдингер в 1944 написал классическую монографию, озаглавленную: «Что такое жизнь?» Принимая в расчёт энергию, материю и термодинамический дисбаланс окружающей атмосферы, Шрёдингер заявил, что поглощающая негативная энтропия есть центральная необходимость для существования жизни. Недавние открытия в области клеточной биологии и исследования поведения бактериальных колоний подтверждают, что помимо предложенного Шрёдингером критерия «поглощения негативной энтропии», «поглощение латентной информации» есть ещё одна фундаментальная потребность Жизни. Существенные элементы сознания в подобных сознающих биологических системах могут принимать в расчёт интерпретацию химических посланий, различие между внутренней и внешней информацией, а также способность проводить различия между «я» и не-«я».

Что есть информация? Американский математик Норберт Винер сделал любопытное замечание: «Информация – это информация; это ни материя, ни энергия». Причина этого состоит в том, что информация возникает исключительно благодаря цели (телеология), а цель есть акт сознания – нематериальный принцип. Исключая субъект, мы не можем рассматривать цель исключительно объективными средствами – используя законы физики и химии. Например, мы не можем написать книгу по биологии, беспорядочно комбинируя буквы. Чтобы возникла книга, необходим автор. Стремясь изложить в книге свои представления, автор сознательно размещает буквы подходящим образом. Это пример внешней телеологии, где цель находится за пределами системы.

Все артефакты могут рассматриваться как порождение внешней телеологии. С другой стороны, живые системы (биологические системы) суть порождения внутренней телеологии, где цель находится внутри системы. Мы должны серьёзно задаться вопросом – сумеем ли мы когда-либо свести жизнь и сознание к исключительно объективным или внешним качествам? Любая живая клетка происходит исключительно из другой живой клетки – жизнь происходит только из жизни. Жизнь манипулирует материей в биологической системе, преследуя свои собственные цели. Если мы хотим иметь целостное представление о реальности, то мы не можем игнорировать сознание в наших научных исследованиях. Не только биология, но и квантовая механика также требует от нас, чтобы мы учитывали сознание, стремясь постичь метафизические последствия этой теории.

Шрипад Бхакти Мадхава Пури Махарадж, доктор философии, учёный-преданный и последователь Шри Чайтанья Сарасват Матха, однажды сказал:

«Недавно вышедшая книга Роберта Ланзы, американского учёного, специалиста по стволовым клеткам, под названием «Биоцентризм», утверждает, что сознание фундаментально, а всё остальное зиждется на нём. Эта та самая парадигма, которую Веданта утверждала с незапамятных времён».

«Индийские учёные должны возглавлять изучение и презентацию тех идей, которые Запад только начинает открывать, вместо того, чтобы следовать бескомпромиссной материалистичной науке, которая доминировала чересчур долго. Речь не идёт о том, что материальной стороной следует пренебрегать, но необходим синтез, благодаря которому будут объяснены обе стороны в рамках всеобъемлющего мировоззрения, где не упущено из вида духовное измерение жизни. Подобное пренебрежение, как мы видели, приводит к величайшему разочарованию и разрушению под именем мирского прогресса».

Мы – группа учёных и исследователей из Шри Чайтанья Сарасват Матха, работающие над фундаментальными научными темами (сознание, происхождение жизни и происхождение материи) под руководством Шрипада Бхакти Мадхавы Пури Махараджа, кандидата наук. Мы регулярно проводим конференции, семинары и выпускаем публикации, посвящённые этим предметам. Кроме того, мы регулярно посещаем различные исследовательские организации, университеты, колледжи и йога-центры, где читаем лекции, посвящённые такому предмету, как «Гармония науки и религия».

Недавно (ноябрь-декабрь 2011) мы посетили Северную Индию, где организовывали научные семинары, посвящённые «Происхождению жизни» и «Источнику Вселенной» в различных колледжах и университетах в Матхуре, Дели, Панипатхе, Пилани и Джхунджхуну. Мы также взяли интервью у нескольких учёных. Во время этого тура прошли интересные встречи с профессорами и учёными. Можно особо выделить визиты в BITS Пилани, университет Шридхара в Пилани, Центральную исследовательскую станцию почвы и воды в Нью-Дели, APIIT, Панипат, Харайану и некоторые другие колледжи и институты в Большой Нойде.

Одним из наиболее запоминающихся событий тура была встреча с профессором Р. К. Гуптой из университета GLA, посвящённую теории Большого Взрыва. Он признал, что Бог может быть решением проблем, связанных с этой теорией. Он также продемонстрировал интерес к вопросу жизни и признал, что современная наука нуждается в признании роли феномена сознания в происхождении вселенной. Профессор Ануп Гупта, регистратор в университете GLA, признал, что сейчас подобная программа, посвящённая гармонии науки и религии, становится насущной необходимостью. Он заметил, что студенты нуждаются в духовном фундаменте в своих жизнях, благодаря которому они сумеют равным образом встречать как успех, так и поражение. В наши дни материализм создал пробел в сознании студентов, который необходимо срочно заполнить бесценной мудростью таких писаний, как Бхагавад-Гита. Он также согласился регулярно проводить в своём колледже духовную программу по вопросам гармонии науки и религии. С тех пор многие восточные и западные преданные-учёные из Шри Чайтанья Сарасват Матха, включая Шрипада Бхкти Ранджана Махананду Прабху (Лондон), Шрипада Джагадананду Прабху (Калифорния), Шрипада Пурна Брахму Прабху (Новая Зеландия) и Шрипада Гаурачандру Прабху (факультет университета GLA), дают лекции по Веданте, Бхагавад-Гите и науке о душе в этом университете. Мы искренне благодарим всех за ценное служение, ими совершаемое.

Мы посетили многие медицинские колледжи, политехнические колледжи и институты менеджмента в этой области. Люди в этих краях очень благочестивы. Мы обсуждали вопросы, относящиеся к информации, биологии и т. д., с несколькими профессорами. Директор Политехнического колледжа IIMT профессор С. Н. Сингх был очень рад встрече с нами и задал множество интересных вопросов. Факультетские работники также были довольны. Профессор С. Н. Сингх угощал нашу команду замечательными фруктами. Он и его коллеги признали, что наши блюда были хороши. Мы обсудили с ними возможность проведения конференции, посвящённой гармонии науки и религии в 21 веке.

Профессор Р. Л. Мишри, преподаватель строительной инженерии из университета Шарды, выразил интерес, когда Шрипад Б. Н. Шанта Махарадж, кандидат наук, объяснил ему, что результаты работы Гая Бертольда опровергают данные геологических разрезов, основанных на предположениях Стено.

Таким образом, Гай Бертольд подверг сомнению интерпретацию геологами и биологами палеонтологических летописей, которые стали одним из краеугольных камней «объективной эволюции» (теории Дарвина).

Р. К. Чоудхари, директор APIIT Панипат, очень хотел помочь нам в наших скромных усилиях. Он дал нам щедрое пожертвование и организовал в своём колледже раздачу прасадама. Мы искренне признательны ему за его доброту. Мы зависим от милости Господа, благодаря которой мы можем продолжать наше служение, и подобные жесты являются благом для духовного и религиозного прогресса вносящих свою лепту. Больше того, он дал нам интервью, предметом которого был искусственный разум. Он объяснил, что физика и химия могу быть хороши для машин, но мы совершим большую ошибку, если будем считать, что они приложимы к человеческим существам и живым организмам. По его словам, он совершенно не согласен с физиками и химиками в вопросе жизни. Он также заметил, что парадигма атмы (души или внутреннего существа), представленная в Бхагавад-Гите, должна изучаться в рамках биологии.

Наша поездка в Нью-Дели также оказалась плодотворной. Мы взяли интервью у доктора медицины, профессора А. К. Мукхопхадйайи, главы департамента лаборатории медицины в AIIMS. Обсуждая теории абиогенеза, профессор Мукхопхадйайи заметил, что ни один доктор не может рассматривать своих пациентов исключительно как «мешки с химическими веществами». Мы также смогли представить наши идеи сотрудникам Центральной станции исследования воды и почвы в Нью-Дели. Директор института д-р Мурари Ратнам и несколько других учёных были гостями презентации. Директор сказал: «Наша цивилизация, как я это называю, размышляла над этим с незапамятных времён. Такого рода презентации стимулируют наш мыслительный процесс. Независимо от того, о какой философии идёт речь – ведантической или иной – мы должны познать природу этих реалий. И подсознательно мы все знаем это. Любой житель этой страны знает, что есть нечто «за пределами». Нам лишь следует избавиться от дымовой завесы, препятствующей нашему мыслительному процессу».

Професор Натаранджан Pro-VC в университете Шридхара, в Пилани, организовал нам очень тёплый приём и представил нас многим своим коллегам. Он выделил несколько проблем – например, вопросы цвета и субъективности. Он сказал, что Бог несомненно есть и Он есть движущая сила всего процесса познания. Он сказал, что мы не знаем, является ли теория Дарвина ошибочной. Он также заметил, что сегодня наука утверждает – существует частица, перемещающаяся со скоростью, превышающей скорость света. Поскольку вся наша наука была основана на представлении, согласно которому нет ничего быстрее света, то теперь мы не знаем, что же дальше. Мы не знаем, насколько соответствуют действительности допущения, сделанные Дарвиным. В ответ на вопрос, какую пользу могут принести такого рода семинары, Шрипад Б. Н. Шанта Махарадж, кандидат наук, ответил, что, опираясь на современную продвинутую науку, мы можем доказать существование различия между жизнью и материей. С другой стороны, та же самая наука подтверждает концепции, выдвинутые такими философами, как Кант, и потому идея гармонии науки и религии в 21-ом веке обладает огромной пользой.

Профессор Раджеш Мехротра в BITS, Пилани, из ведущего инженерного колледжа Индии, поделился своим знанием современной биологии, и сказал, что идеи, представленные Б. Н. Шантой Махараджем, кандитатом наук, вызывают у него интерес. Мы очень благодарны ему за его любезное сотрудничество и живой интерес к этим предметам. Профессор С. К. Верма, преподаватель в департаменте биотехнологии BITS, Пилани, объяснил нам во время неформального собрания, что материалистические теории не объясняет концепцию клетки и живых организмов. Он сказал, что в конце каждого семестра в рамках курса биотехнологии он цитирует утверждение Сент-Дьёрди: «Стремясь узнать тайну жизни, я начал изучать гистологию. Неудовлетворённый информацией о жизни, которую могла предоставить мне наука о клеточной структуре, я обратился к физиологии. Посчитав физиологию слишком сложной, я стал изучать фармакологию. Находя и эту дисциплину слишком сложной, я обратился к бактериологии. Но бактерии оказались ещё более сложными для понимания, и я опустился на молекулярный уровень, изучая химию и физическую химию. После двадцати лет работы я пришёл к следующему заключению: чтобы понять жизнь, мы должны опуститься на электронный уровень и мир волновой механики. Но электроны – это просто электроны, и жизни в них нет. Несомненно, по дороге я потерял жизнь; она просочилась у меня сквозь пальцы.

Мы также благодарны профессору Шувенду Пателу, преподавателю строительного искусства в BITS, Пилани (нашему старому другу и преданному), а также его семье, за то, что они любезно организовали всё необходимое для нашей проповеди и служения. Мы благодарны профессору Харипаду Прабху, преподавателю химической технологии в BITS, Пилани, который также с энтузиазмом нам помогал. Он – наш старый духовный брат и хороший учёный. Мы отпраздновали Вьяса Пуджу (день явления) нашего Гурудева Шрилы Шрипада Бхакти Сварупа Дамодара Госвами Махараджа в его резиденции.

Я сделал одно примечательное наблюдение – индийцы иногда думают, что мы не способны привести достаточные свидетельства, высказывая наши духовные и религиозные взгляды. Поэтому зачастую люди считают, что любой волен высказывать какие угодно суждения, опираясь на свой субъективный опыт. Но мы объясняли таким людям, что Шри Чайтанья Махапрабху, прежде чем обсуждать любой предмет, обсуждал природу свидетельства. Существует пять измерений свидетельства – пратьякша, парокша, апарокша, адхокшджа и апракрита. Но требование научного метода в рамках принципов Бэкона привело к упадку духовности в широких массах. Но, в то время как физика, химия и биология серьёзно преуменьшают подобные интерпретации, многие философы двадцатого столетия стали склоняться к принципам Канта. Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж, основатель-ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха, объяснял, что Гегель был благом для западного мира. Таким образом, ведантическая концепция свидетельства не была должным образом понята даже так называемой индийской интеллигенцией. Теперь у представителей интеллигенции есть возможность узнать эти концепции и почувствовать, что их представляют критичным и глубоким образом.

Ещё мы заметили, что некоторые люди полагают, будто для того, чтобы почувствовать духовную природу, нам нужно отстраниться от обычной деятельности. Но мы всем объясняем, что можно заниматься духовным поиском в рамках нашей повседневной научной деятельности. Наука и религия никогда не исключают друг друга в сознании сведущего учёного или религиозного человека. С другой стороны, если бы все могли использовать дары, полученные в этой жизни, особенно учёные, то они сумели бы совершить великое служение высшим духовным потребностям жизни, даже занимая определённое социальное положение.

Имели место быть и другие приятные встречи, и мы с нетерпением ожидаем возможности встретиться с друзьями вновь. Мы приглашаем всех в наш Матх в Шри Набадвипа Дхаме, где расположена всемирная штаб-квартира Шри Чайтанья Сарасват Матха.



Возврат к списку

 

«Знание выше силы, а выше знания – красота, очарование, любовь. Это верховное начало». 

- Шрила Шридхар Махарадж
               

КАЛЕНДАРЬ

  Ноябрь 2024

2               

Шри Говардхан-пуджа(до 16:25). Большой Аннакут Махотсав ("Праздник Рисовой Горы") в Шрила Шридхар Свами Сева Ашраме на Шри Говардхане и в Храме на Шри Гупта Говардхане. Го-пуджа (поклонение коровам) и Го-крида (служение коровам).

3  

День ухода Шрилы Васудева Гхоша Тхакура. День ухода Триданди Свами Шримад Бхакти Сарвасвы Гири Махараджа. Бхратри Двития критьям (фестиваль, во время которого братья и сёстры чествуют друг друга).
5

Фестиваль в честь ухода Вишва-варенья Триданди Свами Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады.
6    
День ухода Триданди Свами Шримад Бхакти Алоки Парамахамсы Махараджа.

 
9       Шри Гопаштами, Шри Гоштхаштами, Го пуджа и Го Грас-дан. День ухода Шрилы Шриниваса Ачарьи. День ухода Шрилы Гададхара даса Госвами. День ухода Шрилы Дхананджаи Пандита.

12

Гаура Экадаши. Экадаши, но нет поста (поскольку завтра махадвадаши). День явления Триданди Свами Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махараджа. День ухода Ом Вишнупада Парамахамсы Шри Шрилы Гауракишора даса Бабаджи Махараджа. Шри Бхишма Панчакам.

13

Гаура Двадаши. Трисприша махадвадаши. Пост.

14                
Гаура Трайодаши. Паран 08:03 — 10:49.
15

День ухода Шрилы Бхугарбхи Госвами. День ухода Шрилы Кашишвара Пандита (поскольку чатурдаши титхи короткий (кшая)). Раса Ятра Шри Кришны. День явления Шрилы Нимбарки Ачарьи. День ухода Шрилы Сундарананды Тхакура. Окончание Чатурмасьи и Нияма-сева врат, если они начинались с пурнимы, как это принято в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

 

Кешава Маса



21
 
Оран Шаштхи. Большой фестиваль в честь явления Шри Шри Нитай-Чайтаньи Джиу в Шри Пури Дхаме, Шри Чайтанья Сарасват Матх.

26

Кришна Экадаши. Экадаши, но нет поста (поскольку завтра махадвадаши). День ухода Шриюкты Дхананджаи даса Прабху.
27          
Кришна Двадаши. Пакша Варддхини махадвадаши. Пост. День ухода Шрилы Нарахари Саракара Тхакура. День ухода Шрилы Калия Кришнадаса.
28


Кришна Трайодаши. Паран 08:30 — 11:01. День ухода Шрилы Шаранги Тхакура.



Обратите внимание!              

Даты и время Экадаши, двадаши и парана здесь приведены для Навадвипа. Обратитесь, пожалуйста, в ваши центры для получения информации о датах и времени для вашей местности.

Пост на Экадаши или Маха-двадаши подразумевает пост на зернобобовые.

Паран (следующий за днем после поста) подразумевает прерывание поста зернобобовой пищей после восхода солнца (если не указано иное) и до определенного времени.

Пост по желанию соблюдается утром в честь выдающихся вайшнавов во время дней их явления и ухода.  

© scsmath.com
Шри Чайтанья Сарасват Матх, Навадвип, Индия
Ачарья-основатель и Президент: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

Шри Чайтанья Сарасват Матх на других языках: Греческий, Датский, Испанский, Итальянский, Норвежский, Португальский, Словацкий, Турецкий, Хинди, Чешский, Шведский

Русское зеркало сайта scsmath.com
[email protected]