|
|
03.11.2016
Шрила A. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада наводнил мир сознанием Кришны.
Универсальная концепция Гуру
Его Божественная Милость
Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Основатель-ачарья Международного общества сознания Кришны
За десять лет Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада затопил весь мир сознанием Кришны. В одном из своих эссе, «Универсальная концепция Гуру», он ниспровергает сектантские представления о том, что духовный учитель ограничен определенной личностью, формой или организацией, и утверждает универсальную концепцию Гуру. Лекция первоначально была опубликована в журнале The Harmonist в 1936 году, в день явления Его Божественной Милости Ом Вишнупада Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Отрывок из этого эссе был перепечатан в качестве предисловия к книге Шрилы Шридхара Махараджа «Шри Гуру и его милость» в 1983 году.
Предисловие
са̄кша̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам
«Богооткровенные писания гласят, что духовному учителю следует поклоняться как Верховной Личности Бога, и чистые преданные Господа повинуются этому предписанию. Духовный учитель — самый доверенный слуга Господа. Склонимся же в почтении к лотосоподобным стопам нашего духовного учителя».
Господа, от имени членов бомбейского отделения Гаудия Матха позвольте приветствовать всех вас, столь любезно присоединившихся в этот вечер к нашему совместному выражению почтения лотосоподобным стопам учителя всего мира, ачарьядева, который является основателем этой Гаудия-миссии и президентом-ачарьей Шри-Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи. Я имею в виду моего вечного божественного учителя Парамахамсу Паривраджакачарью Шри Шримад Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджа.
Шестьдесят два года тому назад в этот счастливый день ачарьядев явился по зову Тхакура Бхактивинода в Шри-кшетре, Джаганнатха Дхаме в Пури.
Господа, церемония почитания ачарьядева, которую мы проводим сегодня вечером, — не сектантство, потому что, говоря об основополагающем принципе Гурудева или ачарьядева, мы имеем в виду то, что адресовано всем людям. Мы отнюдь не хотим противопоставить моего Гуру вашему или чьему-либо еще. Гуру один, но он является в бесчисленных образах, чтобы учить вас, меня и всех остальных. В «Мундака-упанишад» [1.2.12] говорится:
тад-виджн̃а̄на̄ртхам̇ са гурум эва̄бхигаччхет
самит паних̣ ш́ротрийам̇ брахма ниш̣т̣хам
«Чтобы понять трансцендентную науку, необходимо обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, который утвердился в Абсолютной Истине».
Итак, в этом стихе предписывается следующее: чтобы воспринять трансцендентное знание, человек должен обратиться к Гуру. Следовательно, если Абсолютная Истина одна, относительно чего, мы полагаем, нет двух мнений, не может быть также и двух Гуру. Ачарьядев, для выражения нашего смиренного почтения которому мы сегодня собрались, не является Гуру сектантской общины или одним из многих противоречащих друг другу толкователей истины. Напротив, он — джагад-гуру, то есть Гуру для всех нас. Единственное различие в том, что одни повинуются ему добровольно, а другие не делают этого напрямую. В «Шримад-Бхагаватам» [11.17.27] говорится:
а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н,
на̄ваманйета кархичит
на мартйа буддхйа̄сӯйета,
сарва дева-майо гурух̣
«Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне, — сказал благословенный Господь. — Никто не должен завидовать духовному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как духовный учитель — это все боги, вместе взятые».
То есть ачарью отождествляют с Самим Богом. Он не имеет ничего общего с деятельностью материального мира. Он нисходит сюда не для того, чтобы вмешиваться в дела, связанные с временными нуждами, а чтобы освобождать падшие, обусловленные души — те существа, которые пришли сюда, в материальный мир, движимые желанием наслаждаться с помощью ума и пяти органов чувственного восприятия. Он является нам, чтобы открыть свет Вед и даровать нам безграничную свободу, к которой мы должны страстно стремиться на каждом шагу своего странствия по жизни.
Трансцендентное знание Вед было вначале поведано Богом Брахме, творцу этой вселенной. От Брахмы знание перешло к Нараде, от Нарады — к Вьясадеве, от Вьясадевы — к Мадхве. Так по этой цепи ученической преемственности трансцендентное знание передавалось от одного ученика к другому, пока не дошло до Господа Гауранги, Шри Кришны Чайтаньи, игравшего роль ученика и преемника Шри Ишвары Пури.
Нынешний ачарьядев [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] — десятый представитель ученической преемственности, начиная от Шри Рупы Госвами, первого представителя Господа Чайтаньи, проповедовавшего эту трансцендентную традицию во всей ее полноте. Знание, которое мы получаем от нашего Гурудева, не отличается от знания, переданного Самим Богом по цепи преемственности ачарьев, принадлежащих к линии наставников, берущей начало от Брахмы. Мы отмечаем этот счастливый день, называя его Шри Вьяса-пуджа-титхи, поскольку ачарья — это ныне здравствующий представитель Вьясадевы, божественного составителя Вед, Пуран, Бхагавад-гиты, «Махабхараты» и «Шримад-Бхагаватам».
Знание через самопредание
С помощью ограниченного, извращенного метода наблюдения и эксперимента мы ничего не узнаем о сфере трансцендентного. Но все мы можем с глубокой сосредоточенностью слушать трансцендентный звук, передаваемый из той сферы в эту через кристально чистую среду Шри Гурудева или Шри Вьясадевы. Поэтому, господа, чтобы устранить разногласия между нами, порожденные нашим непокорным нравом, мы должны сегодня же предаться стопам представителя Шри Вьясадевы. Бхагавад-гита [4.34] подтверждает это:
тад виддхи пран̣ипа̄тена,
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇,
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣
«Просто обратись к истинному и мудрому духовному учителю. Сначала предайся ему и постарайся его понять, задавая вопросы и служа ему. Мудрый духовный учитель просветит тебя в трансцендентном знании, ибо он познал Абсолютную Истину».
Чтобы воспринять трансцендентное знание, мы должны полностью предаться истинному ачарье, стремясь задавать ему вопросы и служить ему. Истинное служение Абсолюту под руководством ачарьи — единственное средство, с помощью которого можно усвоить трансцендентное знание. Сегодняшняя наша встреча, цель которой — предложить наше смиренное служение и почтение стопам ачарьядева, дарует нам способность усвоить трансцендентное знание, которое он столь милостиво, не делая никаких различий, передает всем людям.
Господа, признавая несовершенство нашего понимания того, что мы по его милости смогли усвоить из возвышенного послания нашего ачарьядева, мы все же должны сказать, что осознаем, насколько благотворно для страждущего человечества исходящее из его святых уст божественное послание. Всем нам следует терпеливо слушать его. Если мы слушаем трансцендентный звук без ненужных возражений, он, несомненно, проявит к нам свою милость. Миссия ачарьи состоит в том, чтобы вернуть нас в наш изначальный дом, к Богу. Поэтому позвольте мне повторить, что нам всем следует терпеливо слушать его, следовать ему в меру нашей убежденности и склоняться к его лотосоподобным стопам, чтобы избавиться от нашего нынешнего ничем не оправданного нежелания служить Абсолюту и всем остальным душам.
Давайте же, сидя у стоп ачарьядева, попытаемся понять из этого трансцендентного источника знаний, кто мы такие, что представляет собой эта вселенная, кто такой Бог и каковы наши взаимоотношения с Ним. Учение Господа Чайтаньи предназначено для живых существ, ибо эта весть из мира жизни. Господа Чайтанью не заботило совершенствование этого мертвого мира, который недаром зовется мритьюлокой — миром, где все обречено на смерть. Он явился нам четыреста пятьдесят лет назад, чтобы поведать о трансцендентной вселенной, где все постоянно и призвано служить Абсолюту. Однако в последнее время некоторые бессовестные люди представляли Господа Чайтанью в ложном свете, и высочайшая философия Господа была неверно истолкована как культ низкоразвитого общества. Мы рады объявить сегодня, что по своей доброте наш ачарьядев спас нас от этой ужасной деградации, и потому мы со смирением припадаем к его лотосоподобным стопам.
Мы счастливы, что милосердие Его Божественной Милости избавило нас от этой страшной болезни. Он открыл нам глаза, он наш вечный отец, наш вечный наставник и вечный руководитель. Поэтому сегодня, в этот счастливый день, давайте склонимся к его лотосоподобным стопам.
Господа, хотя в науке о Трансцендентном мы подобны несмышленым детям, тем не менее Его Божественная Милость, наш Гурудев, зажег в нас маленький огонек, чтобы рассеять непроглядную тьму эмпирического знания. Теперь мы так надежно защищены, что никакие философские аргументы школ эмпирической мысли не заставят нас ни на йоту отступить с позиции вечной зависимости от лотосоподобных стоп Его Божественной Милости.
Господа, не явись он перед нами, чтобы освободить нас из рабства этого грубого мирского заблуждения, мы наверняка должны были бы на протяжении жизней и веков оставаться беспомощными пленниками тьмы. Не явись он перед нами, мы не сумели бы познать вечную истину возвышенного учения Господа Чайтаньи.
Лично у меня нет надежды на какое-либо непосредственное служение в течение миллионов грядущих рождений в моих скитаниях по жизни, но я уверен, что когда-нибудь выберусь из этой трясины заблуждения, в которой сейчас столь глубоко увяз. Поэтому я истово молюсь у лотосоподобных стоп моего божественного учителя, чтобы он дал мне выстрадать те муки, которые мне суждено испытать за прошлые ошибки, но позволил бы все время помнить, что я всего лишь ничтожный слуга всемогущего Абсолютного Бога, которого я осознал благодаря неизменной милости моего божественного учителя. И потому со смирением, на какое только способен, я припадаю к его лотосоподобным стопам.
Абхай Чаран Дас — для членов Шри Гаудия Матха в Бомбее.
Возврат к списку
| |
|
|
|
«Знание выше силы, а выше знания – красота, очарование, любовь. Это верховное начало».
- Шрила Шридхар Махарадж
|
КАЛЕНДАРЬ
Декабрь 2024
|
1
|
День ухода Шрилы Джагабандху Бхакти Ранджана
|
9
|
День ухода Шрилы Мадхусудана даса Бабаджи Махараджа (поскольку аштами титхи короткий (кшая)). День явления Триданди Свами Шримад Бхакти Камала Мадхусудана Махараджа.
|
10
|
День ухода Триданди Свами Шримад Бхакти Кусум Шрамана Махараджа.
|
11
|
Мокшада экадаши. Пост.
|
|
12
|
Паран 08:50 — 11:12.
|
|
Нараяна Маса
|
17
|
Большой праздник 96‑го дня явления Севаите-Президента-Ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха, Ом Вишнупады Парамахамсы Паривраджакачарьи Шри Шримад Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа.
|
18
|
Фестиваль в местах Явления, детства и юности Шрилы Б.С. Говинды Дев-Госвами Махараджа: Бамунпаре и Надан Гхатe.
|
19
|
Фестиваль в честь ухода основателя Шри Чайтанья Матха и Шри Гаудия Матхов по всему миру, Бхагавана Шри Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады.
|
25
|
Рождество.
|
26
|
Сапхала экадаши. Пост. День ухода Шрилы Девананды Пандита. День ухода Шримад Бхакти Пракаш Араньи Махараджа.
|
27
|
Паран 08:59 — 11:20. День ухода Шрипада Бхакти Бхудев Шраути Махараджа.
|
28
|
День ухода Шрилы Махеша Пандита. День ухода Шрилы Уддхарана даса Тхакура.
|
31
|
День явления Шрилы Лочана даса Тхакура.
|
|
Обратите внимание!
Даты и время Экадаши, двадаши и парана здесь приведены для Навадвипа. Обратитесь, пожалуйста, в ваши центры для получения информации о датах и времени для вашей местности.
Пост на Экадаши или Маха-двадаши подразумевает пост на зернобобовые.
Паран (следующий за днем после поста) подразумевает прерывание поста зернобобовой пищей после восхода солнца (если не указано иное) и до определенного времени.
Пост по желанию соблюдается утром в честь выдающихся вайшнавов во время дней их явления и ухода.
|
|
|