Во времена Махапрабху Ганга была исполнена великой славы. Дигвиджая-пандит увидел, как Махапрабху восхваляет Гангу. Махапрабху попросил его: «Прославь Гангу». В наше время мы считаем, что Ганга берёт начало в Гималаях, но её истинный источник – лотосные стопы Нараяны, и что рождение Бхагиратха позволило спастись шестидесяти тысячам предков.
дриштаих свабхава джанитаир вапусас ча досаир
на пракритатвам иха бхакта джанасйа пасйет
гангамбхасам на кхалу будбуда пхена панкаир
брахма драватвам апагаччхати нира дхармаих
По словам Шрилы Рупы Госвами, невозможно не почитать положение, занимаемое Вайшнавом, или игнорировать его. Вайшнав может страдать теми или иными заболеваниями. В качестве иллюстрации приводится Ганга: река, на своём пути в океан, протекает по равнинам, где в её воды попадает грязь; на её берегах стоят многочисленные деревни, и в каждой деревне люди выливают в неё нечистоты.
Всё это Ганга несёт в океан. Но воды Ганги никогда не оскверняются. Будбуда пхена панкаир. С водой Ганги смешиваются разные нечистые субстанции, но вода Ганги никогда не становится нечистой. Об этом говорит Шрила Рупа Госвами Прабху. Речь идёт о том, что это драва брахма: это брахма в жидкой форме, поток духа, берущий начало в Вайкунтхе. Этот поток «стекает вниз»: это и есть Ганга, божественная форма Ганги…
...Когда Махапрабху Чайтаньядев, после принятия Им санньясы, шёл во Вриндаван, пребывая в опьянённом настроении, опьянённый Кришна-премой, Он не мог понять, что есть что. И некие мальчики, пастухи, видели Махапрабху и Нитьянанду Прабху, смотрели на этих санньяси и говорили: «Хари Хари Хари Харибол, Харибол!» И Махапрабху понял, что то было влияние Ганги. Нитьянанда Прабху понял, что под влиянием Ганги мальчики пели «Харе Кришна» Харинам, «Харибол» и т. д.
…Махапрабху всегда восхвалял Гангу. Если что-то случалось, Махапрабху давал указание: «Ступай на Гангу и соверши омовение; ты очистишься». Такой была его идея.
Однако мы нуждаемся в вере. Вера – главное явление, вот что я хотел бы сказать. Мы смотрим, мы переплываем, мы едим, мы пьём и т. п., но если за этими действиями не стоит вера, то благого результата не будет. Определённый материальный результат мы получим, но только не духовный, совершенный результат. Нам следует хранить веру.
В юности я слышал где-то о реке Темзе в Лондоне. Англичане относятся к Темзе, как к Ганге; они отводят ей аналогичное положение и выражают аналогичное почтение. Повсюду некая река служит своего рода Гангой. Во многих странах есть такие реки-символы. Англичане в обряде крещения используют воду Темзы; они принимают людей в лоно христианской церкви, окропляя их водой Темзы. Но мы знаем о верховной славе Ганги, поскольку Ганга обитает у лотосных стоп Нараяны, творца всего сущего, и берёт в них начало.
Но мы должны питать в это веру. Для нас это будет благом. Несомненно, порой мы теряем веру, но мы не утратим эту духовную идею. В духовном смысле содержание священных писаний истинно и абсолютно благотворно для нас.
|