Слава Шри Гуру и Шри Гауранге

Линия Шри Рупы

Фрагмент из книги "Шри Гуру и Его Милость", Глава 14


Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа

 

Страница 1 | Страница 2 | Страница 3


Варшана, дом Бришабанураджа , отца Шримати Радхарани.

Дас Госвами показал нам, что должно быть нашим наивысшим устремлением. Он говорит: “O Радхика, я хочу служить Тебе. Если Ты мной недовольна, мне не нужны ни Кришна, ни его земля, Врадж”. Такова его молитва. Рагхунатха дас Госвами признается прайоджана-ачарей — гуру, который показал нам, что является наивысшей целью нашей жизни, прайоджана-таттвой, конечным назначением. И следующая шлока доказывает, что именно он — тот, кто показал нам наше предназначение.

Океан нектара

ашабхараир-амрта-синдху-майаих катханчит
кало майатигамитах кила сампратам хи
твам чeт крпам майи видхасйаси наива ким мe
пранаир враджeма ча варору бакаринапи

Эта шлока — непосредственная молитва Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он говорит: “Лишь благодаря этой надежде я ещё как-то живу, — продолжаю влачить существование в эти скорбные времена. Эта надежда подкрепляет меня: упоительный как нектар океан надежды влечет меня и дает силы жить. Так или иначе, я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найди избавление.

Ведь я больше не могу непосредственно общаться с Mахапрабху, Сварупой Дамодарой и еще столькими великими душами, и тем не менее живу. Почему? Меня озаряет особый луч надежды. Надежда моя так сильна, и открывает передо мной нечто столь великое и высокое! Но ныне терпению моему настал конец. Я не могу больше это выносить. Я не в силах ждать. Я дошел до предела — я больше не могу ждать. Если Ты сейчас же не явишь мне Свою благодать, мне конец. Для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня какой бы то ни было смысл.

Без Твоей благодати мне больше не прожить ни мгновения. И даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это мучительно, это постоянно причиняет мне боль. Что говорить об ином — даже Кришна мне отвратителен. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты, наконец, не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок. Ради этого очарования пришел я сюда. Я увидел ключ к этому очарованию в служении Твоего круга. Без него всё для меня пресно. И я не могу жить даже во Вриндаване. И даже Кришна, что говорить о других, меня не привлекает”. Такова молитва Рагхунатхи Даса Госвами.

Служение Радхарани

Итак, школа, основанная Махапрабху, провозглашает Радха-дасьям, служение Шримати Радхарани, наивысшим совершенством для живого существа. В этом суть “Шримад-Бхагаватам”. Об этом свидетельствует Сам Кришна. В “Шримад-Бхагаватам” (11.14.15) Он говорит:

на татха мe прийатама
атмайонир на шанкарах
на ча санкаршано на шрир
наиватма ча йатха бхаван

“O Уддхава! Ни Брахма, ни Шива, ни Баладeва, ни Лакшми, ни даже Я Сам не дороги Мне так, как ты”. А Уддхава так прославляет Вриндаван, Враджа-гопи и Радхарани (10.47.61):

аса махо чарана-рeну джушам ахам сйам
врндаванe ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустйаджам сваджанам арйа-патхам ча хитва
бхeджур мукунда-падавим шрутибхир вимргйам

"Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других родственников, от чего очень трудно отречься, они пожертвовали даже своим религиозным долгом, чтобы принять прибежище лотосоподобных стоп Кришны, к которым стремятся даже Веды. Даруй же мне счастье родиться травинкой во Вриндаване, чтобы я мог принимать на свою голову пыль со стоп этих великих душ".

Поиск Шри Радхи

Уддхава показал нам, как высоко положение гопи. Но существует также безусловное различие между всеми гопи и Радхарани. Это доказано раса-лилой. Когда Кришна и гопи открыто являли свои сердечные взаимоотношения, и эта божественная раса лилась, затопляя все стороны света, Радхарани тоже была там. Она внесла величайший вклад в общее проявление, раса-виласу, паракия-мадхурья-расы, сладости внебрачной любви. Затем Радхарани неожиданно ощутила в Своем сердце неудовольствие. Она стала думать: «Меня тоже относят к общему потоку расы?» В душе Своей Она воспротивилась этому и внезапно ушла. Явив Свое неоспоримое, исключительное превосходство в танце и пении, придав всему происходившему совершенно новый вид, Она неожиданно ушла. Она оставила поляну танца раса. И Кришна вдруг обнаружил: «Здесь нет Радхарани! Все потеряло свой вкус». Раса продолжалась, но после того, как из нее ушло самое главное, в ней уже не было прежнего очарования. «Почему это уже не несет Моему сердцу такой услады?» — подумал Кришна. Он ощутил какой-то отлив. А потом Он выяснил, что нет Радхарани. Огорченный, Он оставил поляну танца раса и отправился на Ее поиски.

Паракия-мадхурья-раса, наивысшая сладость в том виде божественной любви, что внешне напоминает любовь мужчины и женщины, Вриндаван и гопи — всё было на месте, но есть безусловная качественная разница между всеми остальными гопи и особым кругом Радхарани. Они отличаются друг от друга радикально и во всех отношениях. Джаядeва Госвами в своей “Гита-говинде” (3.1) описывает, как Кришна оставил поляну танца раса:

камсарир апи самсара
васана-баддха-шрнкхалам
радхам адхайа хрдайe
татйаджа враджа-сундарих

"Шримати Радхарани завладела сердцем Господа Кришны, ибо Он захотел танцевать только с Ней. Так Он оставил поляну танца раса и общество всех остальных красавиц Враджа”. Так Джаядева описывает, как Кришна, Чьим сердцем завладела Радха, оставил поляну танца раса. Кришна отправился на поиски Радхарани! Как же высоко Её положение! Сказано: «Даже окружённый миллионами гопи, Господь Кришна не мог удовлетворить Свои духовные желания любовных отношений. Поэтому Он пошел искать Шримати Радхарани. Только представьте себе, какими духовными достоинствами Она обладает! (шата-коти-гопитe нахe кама нирвапана)."

Там было множество других гопи, но качеством они несколько уступали. Даже все вместе они не могли удовлетворить Кришну. Причина тут — качественная разница. Вот что было нам открыто.

"Из круга Шримати Радхарани распространяется божественное чувство наивысшего порядка, и никакое достижение, доселе известное даже в области вечных времени и пространства, не в силах с ним сравниться."

Рупануга-сампрадая, последователи линии Шри Рупы, — это те, кому свойствен единственный в своем роде вкус к служению в круге Радхарани. На этот уровень нет доступа ни мирский эксплуатации, ни отрешению, ни даже преданности, основанной на законах шастр. Наивысшая преданность неподвластна никаким законам. Она спонтанна, сампроизвольна. Лишь в этом кругу возможна величайшая жертвенность. Из круга Шримати Радхарани распространяется божественное чувство наивысшего порядка, и никакое достижение, доселе известное даже в области вечных времени и пространства, не в силах с ним сравниться.

 

 

 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru